Формула-1. Гран-при Бахрейна. Двое против одного

Праздничные фейерверки Бахрейна первым встретили на финише местного автодрома Сахир самого именитого в действующем пелотоне гонщика 4-кратного немецкого чемпиона Себастьяна Феттеля. Несмотря на свой старт со второго ряда, лидер команды "Феррари" сумел обойти по ходу гонки своих главных конкурентов и въехать под клетчатый флаг впереди пилотов "Мерседес". Ни Боттасу, ни Гамильтону не удалось навязать под занавес гонки борьбу гонщику итальянской скудерии.


Как и на предыдущем этапе в Китае, Гран-при Бахрейна откровенно посрамил пессимистов, обещавших нам, что при новом регламенте обгоны будут слишком затруднительными. Похоже, эта проблема уже в самое ближайшее время вообще уйдет из газетных полос. Борьба за позиции на трассе Сахира велась на всех эшелонах. И там, где не удавалось из-за относительного равенства машин подобраться вплотную к передней машине, в ход шли умелые действия командного мостика и отлаженная работа механиков на пит-стопах. Иногда самим пилотам приходилось проявлять находчивость и даже изобретательность для проведения атаки. Хотя и не всем участникам настоящих боевых сражений на бахрейнском автодроме удавалось это сделать чисто и без замечаний. Аварии, контакты, обгоны, сходы по техническим причинам, ошибки на трассе и на пит-стопах - в общем, с точки зрения энциклопедических знаний Гран-при Бахрейна можно считать настольной книгой для изучения правил и особенностей современной Формулы-1.

Победа Себастьяна Феттеля

Немецкому чемпиону не удалось завоевать в квалификации право на старт с первого ряда. Более того, его отставание от обладателя поул-позишн было настолько значительным, что даже при идеальном исполнении зачетного круга у Себа не было шансов опередить Льюиса и тем более Вальттерри, который впервые в своей формульной карьере выиграл квалификацию. Как оказалось, инженеры "Феррари" делали ставку непосредственно на гонку, сделав соответствующие настройки своих машин в ущерб квалификации.

И когда началась гонка, о недостатке темпа "красных машин" не было и речи. Уже из первого поворота Себ выехал вторым. Более того, лишь умелый пилотаж Боттаса не позволил Феттелю обойти еще и его, как это он сделал с Гамильтоном. Когда после продолжительного прессинга на финского гонщика стало ясно, что Вальттерри в этот день не собирается совершать ошибок, на командном мостике "Феррари" было принято решение зазвать своего лидера на ранний пит-стоп. Это, как показали последствия, и сыграло решающую роль для победы Себастьяна с учетом дальнейшего развития событий гонки.

Буквально через пару кругов после начавшейся волны остановок в боксах из-за столкновения "Торо Россо" Сайнса и "Уильямс" Стролла на трассе появился сэйфети-кар. И лидирующая группа сразу же ринулась к своим механикам за свежими комплектами шин. Тот факт, что в этот момент болиды находились недалеко от въезда на пит-лейн, сыграл на руку Феттелю, и он оказался впереди пелотона.


Были еще "приятные случайности" в этот вечер для немецкого чемпиона, предопределившие его победу. На машине Боттаса механики слегка "перекачали" шины и фактически исключили финского пилота из борьбы за победу. Поэтому, выехав перед самым носом у Вальттерри после своего второго пит-стопа, Себастьян без особого труда оторвался от попытавшегося его преследовать "Мерседес". И довести удачно начатое на старте оставалось делом лишь спокойного, безошибочного пилотирования.

Таким образом, Феттель повел в счете 2:1 по числу побед в своей персональной дуэли с Льюисом Гамильтоном, опережая его теперь на 7 очков в личном зачете. Британцу даже не помогла "просьба" с командного мостика "Мерседес" в адрес его напарника. Хотя Боттас и пропустил его безо всякого противостояния, догнать лидера "Феррари" уже было ему не под силу.

Кстати сказать, данное обстоятельство командной тактики в "Мерседес" на ранней стадии чемпионата явно расстроило победителя Гран-при Бахрейна. В своих комментариях перед гонкой Себастьян Феттель открыто заявлял, что надеется на внутрикомандное противостояние в клане соперников, которое должно было бы ему помочь в этом сезоне завоевать свой 5-й чемпионский титул. Но, похоже, Вальттерри Боттас ради сохранения своего места в чемпионской "конюшне" на следующий год готов смириться с ролью "второго номера", если это понадобится для общей победы "Мерседес" в Кубке конструкторов.

Ошибки Льюиса Гамильтона

В Бахрейне, к нашему удивлению, у Льюиса их было несколько. Сначала из-за неидеального круга в квалификации британский чемпион не смог завоевать первое место на стартовой решетке, неожиданно прервав свою успешную, почти рекордную серию выигранных поул-позишн. Он уступил напарнику всего каких-то 0,02 секунды, опередив при этом ближайшего соперника более чем на полсекунды.

Вторая ошибка случилась у Льюиса на старте. Ему не удалось вывести свой "Мерседес" в идеальный стартовый режим, и поэтому он не смог к первому повороту опередить Боттаса, на что очень надеялся, учитывая "дебютантство" напарника. Более того, Гамильтон уступил даже свою позицию Себастьяну Феттелю.


А в третий раз британский чемпион совершил ошибку при заезде на пит-лейн в режиме "машины безопасности". Тут уж о случайности говорить не приходится. Поскольку "Мерседес" Боттаса был впереди его, а команда решила провести одновременный пит-стоп обоих болидов, то Льюис решил замедлиться на въезде на пит-лейн. Тем самым он вынудил тормозить следовавшего за ним Даниеля Риккиардо. Данное обстоятельство не осталось незамеченным руководством "Ред Булл", которое в свою очередь уведомило об этом Чарли Уайтинга.  

Льюис получил 5-секундный штраф, который ему затем пришлось отбывать во время следующего пит-стопа. Не будь этого наказания, возможно британцу удалось бы на последних кругах приблизиться к своему немецкому сопернику на расстояние реальной атаки. Последние круги Гамильтон шел в темпе на секунду быстрее, чем Феттель. Но обсуждение вопроса возможности обгона так и осталось в гипотетической области. В итоге Льюису на следующем Гран-при, который будет проходить на его любимом автодроме в Сочи, вновь выпадает роль догоняющего. И насколько он с ней справится, мы узнаем об этом уже меньше чем через две недели.


Страдания Вальттерри Боттаса

Бахрейн мог стать отправной точкой для финского "новичка" команды "Мерседес". Боттасу удалось завоевать на автодроме в Сахире свой первый поул в карьере Формулы-1. А тут еще и удачный по нескольким параметрам старт. Во-первых, Вальттерри удалось защитить свою позицию от слишком уж агрессивных действий "Феррари" Феттеля. А во-вторых, напарник финна, борьба с которым, собственно говоря, и является главным его мерилом на этот сезон, чуть замешкался на старте, пропустив вперед себя Себастьяна.

Таким образом, финскому гонщику ничего не оставалось, как просто не допускать ошибок, чтобы попытаться реализовать свою первую победу в квалификации в гонке. Но увы, вмешался человеческий фактор. Получив на пит-стопе от своих механиков "перекачанные" шины, Боттасу пришлось дважды пропускать вперед себя более быстрого Льюиса. О том, чтобы навязать борьбу за победу лидеру гонки - Себастьяну Феттелю, уже не могло быть и речи.

Поэтому на подиуме под розливом газированного напитка "а-ля-безалкогольное шампанское" Вальттерри выглядел самым грустным из участников этого празднества. Получится ли еще раз у финна обойти обоих чемпионов в квалификации, а затем и в гонке - трудно сказать. Болид "Мерседес" во всяком случае это позволяет. Только хватит ли у самого гонщика тех самых внутренних психологических возможностей, чтобы переломить ситуацию в свою пользу и избавиться от уже приклеившегося к нему клейма "второго пилота"?


И у Ферстаппена бывают технические неполадки

Проиграв квалификационную дуэль напарнику, Макс занял на старте лишь 6-ю позицию, пристроившись в хвост "Ред Булл" Даниеля Риккиардо. Амбициозный голландец не преминул обвинить в своей неудаче соперников, и в частности Фелиппе Массу, который перед решающим кругом обошел замедлившийся болид Макса. Мол, из-за этого маневра он потерял не менее 0,2 секунды. Случай банальный, ни о какой блокировке или другом наказуемом деянии речи не шло. Но Ферстаппен в комментариях журналистов, пытавшихся подлить масла в огонь разгорающегося конфликта, произнес фразу в адрес ветерана "Уильямс": "Чего с ним разговаривать, он же - бразилец!"

Это высказывание было быстренько растиражировано журналистами, дав им лишний повод и тему для обсуждения. В ответ Фелиппе не нашел ничего лучшего как предупредить Макса о том, чтобы он в будущем обдумывал заранее подобные фразы. При этом он откровенно намекнул, что в календаре чемпионата еще будет гонка в Сан-Паулу, а бразильские болельщики не любят подобных высказываний в адрес своих соотечественников.

Неизвестно, как бы продолжилось психологическое и физическое противостояние бразильца и голландца во время гонки. Многие предвкушали возможные перипетии между этими пилотами на трассе. Тем более их болиды стояли один за другим на стартовой решетке. Но на самом деле никакого продолжения, во всяком случае на этот раз, эта история не получила.


На старте Макс обошел и "провалившегося" Кими Райкконнена, и даже своего напарника Даниеля Риккиардо. А Фелиппе, хотя также прошел двоих соперников, вынужден был довольствоваться созерцанием кормы другого "Ред Булл", а не машины его обидчика.

Более того, после своего первого пит-стопа Ферстаппен даже не сумел войти в гоночный ритм, как у него отказали тормоза, и он вынужден был, проехавшись по гравийной зоне безопасности, закончить свою гонку уже на 12-м круге возле отбойников.

Раздосадованный голландец, от которого ждали здесь в продолжение его успешного прорыва в Китае очень яркого выступления, не преминул заявить журналистам, что он намеревался подняться на подиум впереди пилотов "Мерседес". Ну, что ж. Возможность аргументировать такие амбициозные завления своими результатами, думаю, ему еще представится. Главное, чтобы техника не подвела и соперники "не возражали". Этот сезон для голландской восходящей звезды, похоже, будет решающим в плане определения его дальнейшей карьеры. И в этом плане ему очень важно по итогам оказаться не просто впереди своего напарника, но и по возможности победить хотя бы однажды в гонке. Чтобы доказать своим оппонентам, что прошлогодняя победа в Испании - это была естественная закономерность, а не случайность, "устроенная" не без помощи команды.


Лэнс Стролл - быстрый или нетехничный?
 
Уже вторую гонку подряд юный дебютант команды "Уильмс" оказывается жертвой аварии. Если добавить к этому, что и в первой гонке в Австралии канадец не добрался до финиша из-за проблем с тормозами, то пока дебют Лэнса нельзя назвать успешным.

Правда, трудно винить пилота в технических проблемах машины. И в обеих авариях его вины стюарды не признали. Оба раза в него откровенно въезжали более опытные соперники.

Но если инцидент в Китае на первом круге с мексиканцем Серхио Пересом был признан гоночным, то вот на автодроме в Сахире действия Карлоса Сайнса, протаранившего "Уильямс" Стролла, были судьями наказаны. На следующем Гран-при испанец потеряет на старте 3 позиции.


В чем же все-таки кроется причина этих аварий?

Как видно из видеоповторов, в обоих случаях и с Пересом, и с Сайнсом канадский дебютант находился впереди соперников. И именно попытка совершить его обгон завершалась аварией. Со слов и Серхио, и Карлоса действия Лэнса были непрофессиональными. Он выбирал траекторию своей машине, совершенно не думая о том, что кто-то в данный момент мог пройти по внутреннему радиусу. Мол, вина новичка в том, что вначале он открывает "калитку", как принято называть свободное пространство по внутренней траектории в поворотах, а затем ее захлопывает. Причем в тот момент, когда соблазнившись такой возможностью обгона, в эту самую "калитку" соперники направляют свой болид.

По моему убеждению, действия стюардов в Сахире были самыми разумными. В конце концов, именно лидирующий гонщик выбирает себе траекторию. И хотелось бы спросить того же Переса, и того же Сайнса: почему, когда они сами совершают подобные действия, к ним никто не должен предъявлять претензий? А вот Строллу этого делать нельзя. Только потому, что он совсем юный? Ну, так и учтите в следующий раз при обгоне "Уильямс" дебютанта, что у него такая особенная манера вождения. В любом случае чаще всего виновным признается тот, чья машина в момент аварии была сзади.
 
Ведь того же Макса Ферстаппена за еще более жесткие действия по защите своей позиции при прохождении поворотов, когда он откровенно смещается уже на торможении в сторону соперника, ни разу еще не наказали. Так почему должны наказывать Стролла?


Даниил Квят. Опять ошибки?

Квалифицировавшись в Бахрейне выше напарника и обеспечив себе 11-ю стартовую позицию, российский гонщик подарил и своим фанатам, и себе, в первую очередь, хорошую надежду провести удачную гонку. Оставалось надеяться, что и болид с технической точки зрения не подведет. И "Торо Россо" в этот раз была на высоте.

Да, вот только сам Даня не смог показать в этот день в должной мере свое мастерство.

Уже на первом круге стало ясно, что это "не день Квята". Сначала в борьбе с Романом Грожаном Даня выехал первый раз за пределы трассы, а затем еще российский пилот не вовремя затормозил позади своего напарника Карлоса Сайнса, что вынудило его не только проехаться еще раз по обочине, но и откатиться с 11-й позиции на 18-ю, практически в самый конец пелотона.


Достойно выбраться оттуда Квяту так и не удалось. По ходу гонки он много боролся с соперниками. По времени трансляции, посвященной его дуэлям, Даню можно было бы ставить в десятку самых популярных на Гран-при Бахрейна. Но увы, добраться до "зачетных очков" ему так и не удалось. Сход Карлоса Сайнса давал возможность Дане улучшить свое положение во внутрикомандном противостоянии с испанцем, но этого не случилось. С большой настороженностью ждем теперь гонку в Сочи, где в прошлом году Квят стал самым главным "антигероем" из-за своих "агрессивных" действий против Себастьяна Феттеля. В этот раз, похоже, их болиды будут не так близки на стартовой прямой. Но гарантировать, что Даня чисто проедет всю гонку на домашнем автодроме, пока не может никто.

Фото REUTERS
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter