Полезно, фирменно и по приемлемым ценам. О преимуществах своих прилавков у сельхозпредприятий

Фирменная стать

В минувшие выходные на столичной Комаровке целенаправленно искал… очереди. Ну хоть одну. Хоть за чем-то — за мясом, сыром или даже свежим карпом. Всего этого и многого другого на рынке хватало, никто в очереди не стоял. Так, один-три покупателя, не больше. И только в уличных полупустых (не сезон) рядах уперся в длинный хвост возле павильончика. Люди стояли и дожидались, пока можно будет зайти внутрь. Кто-то покидал торговый зал, освобождая место в более теплой очереди, дверь распахивалась, а покупатели уплотнялись. Есть! Что дают и за чем стоят?

Ларчик просто открывался: здесь торгует своей продукцией несвижский агрокомбинат «Снов». Мясной и молочной в ассортименте, консервами, тушенками и прочими вкусностями. Два продавца — две очереди, все терпеливо и вежливо преследуют свои цели. В чем причина сего ажиотажа, ведь на Комаровке, считай, всего этого навалом? А причина проста, ее можно обозначить тремя словами: цена, качество, репутация. Все! Но на первом месте — цена, в ней — лакмусовая бумажка повышенного рыночного спроса, хоть ты тресни. В очереди не только, как принято считать, люди в возрасте, но и молодежь, пары, с детьми. Встретил даже своих коллег из издательского дома, затоваривались по полной. И сам, конечно, не преминул…

Суть? Все ж понятно: фирменная торговля сельхозпредприятий пользуется повышенным спросом и в столице, и везде. Это раз. И в ней тоже залог успешного регулирования цен на продовольственные товары всех групп и наименований. Это два. И три — такой, как в «Снове», фирменной торговли, особенно в столице, еще пока недостаточно, над этим предстоит работать. Не случайно ведь наш

Президент неоднократно настаивал на скорейшем развитии производства продукции в самих хозяйствах или объединенных интеграционных агроструктурах по принципу «поле — ферма — прилавок» — во-первых, предоставлении торговых мест для фирменных сельхозпродаж — во-вторых. В частности, соответствующее поручение Александр Лукашенко дал во время посещения производственного кооператива имени В. И. Кремко Гродненского района 17 августа 2022 года: «Таким хозяйствам, как он, которые имеют собственную переработку и имеют собственную торговлю, им надо давать больше возможностей. Я в одном из долгостроев в Минске поручил каждой области отдать. Если скажешь, что в Минске надо пару магазинов или точек, мы немедленно организуем. Кто хочет, надо помочь. Мы этот вопрос решим по торговле».

Конечно, фирменная торговля сельхозпродукцией — это не панацея, только она не сгладит все острые углы в регулировании цен. Но подспорье и, главное, социальная направленность здесь неоспоримы и для государства и общества полезны. Вопрос теперь, как я понимаю, в том, чтобы ее стало больше. Мне, например, очень хотелось увидеть нарастающую конкуренцию этой формы розничного рынка с монстрами-супермаркетами, развитыми торговыми сетями, где ценники далеко не всегда, мягко скажем, адекватные, не говоря уже о том, что они социальные.

Кому-то может не понравиться этот термин — «социальные цены», особенно отдельным торговым нуворишам с заработной платой 160 тысяч белорусских рублей в месяц. Специально для скептиков поясняю: под социальными понимаю не благотворительные (себе в убыток) операции и даже не группу социально значимых товаров, цены на которые на основании постановления Правительства регулируются государством и имеют процентные ограничения. Понимание гораздо шире: сейчас никому не следует слишком высоко и неоправданно задирать цены в магазинах в расчете на суперприбыль — это фактически несоциально и, по сути, антинародно. Уверен, и в этом отношении у нас все приведется в порядок, особенно после соответствующих строгих поручений Президента и при неослабевающем контроле со стороны компетентных и общественных органов. Иначе в нашем государстве и быть не может. 

Уже есть. Если не в столице, то во многих районных и областных центрах открыты фирменные магазины крупных и преуспевающих сельхозпредприятий. В них если не постоянные очереди, то спрос на отдельные группы товаров даст фору даже одной весьма популярной в провинции частной торговой сети.

Маркер на фрукты и овощи тот же: цена плюс качество. Скажем, в Кировске сам в этом убеждался при посещении фирменного магазина ОАО «Рассвет имени К. П. Орловского». В Верхнедвинске и Полоцке тон фирменной торговле наряду с некоторыми витебскими хозяйствами задает ОАО «Шайтерово», где своя неповторимая мясная линейка. Агрокомбинат «Ждановичи» уже торгует тепличными огурцами (как в прошлом номер писала «СГ») по 7 рублей за килограмм, а в это самое время столичные сети изобилуют (порой безальтернативно) подобными овощами из России почти в два раза дороже. 

Лично неоднократно убеждался, насколько грамотная экономика у таких успешных агроменеджеров, как, например, Николай Радоман (СПК «Снов»), Михаил Гумненков (ОАО «Шайтерово»). И при этом высочайшая социальная ответственность перед потребителями и государством! Вот бы всем так и в производстве, в продажах особенно. Разумеется, список адресов с фирменной торговлей хозяйств можно продолжить по другим регионам. Жаль только, что он все же не такой длинный, как всем хотелось бы. Пока…

Для общего представления: мой взгляд касается исключительно фирменной торговли сельхозпредприятий, у которых свои переработка, логистика. Сюда не входят достижения и проблемы их же взаимоотношений с теми самыми торговыми сетями. Равно как и в данный момент не в поле моего зрения факты и возможности фермерских поставок на розничные прилавки. Это тема отдельного разговора, от которого, кстати, «СГ» никогда не уходит.

В любых вариантах главное, чтобы производимое на отечественных полях и фермах должно оперативно, элегантно и относительно недорого продаваться в магазинах всех форм собственности. Наши люди уже давно поняли: есть надо то, что растет на той земле, где живешь. А на ней растет практически все, что необходимо, причем ассортимент постоянно расширяется. С лихвой хватает себе и покупателям почти ста стран. В этом, собственно, и заключается один из смыслов продовольственной безопасности, ее, если хотите, суверенитета.

Кстати, тогда же, при посещении гродненского ПК имени В. И. Кремко, Президент дал всем практический совет: «Мое глубочайшее убеждение: хлеб, мясо, молоко, овощи и, разумеется, растущие в нашем климате фрукты на столе по максимуму должны быть отечественного производства. То есть свое, белорусское, и еще раз свое».

Более чем согласен! Полезно, безопасно и по приемлемым ценам. А если еще и фирменно...

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter