Идет переформатирование глобальной валютной системы: доллар и евро отходят на второй план

Финансы уже не будут прежними

Беларусь и многие другие страны во взаиморасчетах переходят на национальные деньги. Это ответ на грабительскую политику Запада.


Альтернатива есть

На системе межбанковской передачи финансовой информации SWIFT свет клином, оказывается, не сошелся. Сегодня белорусскими банками, например, успешно используется система «Белкарт-Мир». По сути, это расширенная версия «Белкарт», платежными картами которой можно пользоваться не только в Беларуси и России, но и в некоторых других странах. Набирает обороты и китайская «Union Pay». Все это говорит о том, что в рамках коллективного Востока постепенно выстраивается довольно серьезная альтернатива завоевавшим финансовый рынок западным системам, считает доктор экономических наук Валерий Байнев.

В расчетах с Россией мы уже перешли на использование национальных валют. Подобный процесс идет и во взаимодействии с государствами — членами ЕАЭС, а также Китаем. Как показал прошлый год, с рядом восточных стран у нас сохранилась возможность проведения транзакций и финансовых операций. Более того, их объем растет. Например, с Объединенными Арабскими Эмиратами только за 10 месяцев минувшего года товарооборот вырос в 25 раз.

Сегодня глобальная ситуация нестабильна, что выражается прежде всего в волатильности валют и активизации финансовых спекулянтов. Для наших предприятий это ко всему прочему еще и зачастую значительные потери средств при конверсии валют. Злоумышленники пользуются нынешними сложностями и создают своего рода финансовые пирамиды или совершают откровенные правонарушения. Так, создаются даже специальные центры для организации и координации преступных действий по отношению как к юридическим, так и физическим лицам. На совещании по вопросам банковской деятельности Президент отметил, что жизнь не стоит на месте, возникают новые вызовы в сфере отмывания доходов, более изощренным становится кибермошенничество. Поэтому не случайно вопросы защиты личных данных и счетов граждан, а также финансовых систем юридических лиц являются сегодня серьезнейшим фактором безопасности страны и ее суверенитета.

Ставка на восстановительный рост

К сожалению, переориентация экономики в сторону новых векторов еще полностью не завершена. Однако негативные сценарии, которые нам предрекали в плане падения ВВП с двузначными цифрами, не наступили. Но экономика еще не вышла, как говорится, в ноль. Поэтому главная задача в этом году — начать восстановительный рост. И когда он начнется, можно будет сказать, что мы преодолели негативную динамику, которая стала результатом агрессивной политики по отношению к Беларуси.

В плане новых санкций надо быть готовыми к самым серьезным вызовам. Сейчас Запад выстраивает новый железный занавес. И это не та стена, которая была во времена холодной войны. Сегодня она имеет гибридный характер. Но надо понимать, что нам закрыли двери только с одной стороны, а с другой они открыты — это Китай, Индия, Иран, Турция, страны Африки, арабского мира и др. Более того, там, как и в ЕАЭС, существуют серьезные инвестиционные механизмы, которые мы должны использовать. Да, европейские средства были нам в той или иной степени интересны, но в политическом плане они несли для Беларуси реальные риски. А при сотрудничестве с Востоком на первый план выходят партнерские взаимоотношения: конечный результат, логистика, перспектива, развитие.

Союзам быть

На совещании по вопросам банковской системы Президент высказал предположение, что в будущем могут появиться новые валютные союзы с собственными резервными валютами. Это вполне реально, отмечает Валерий Байнев. Посмотрите на страны БРИКС (Россия, Бразилия, Индия, Китай, ЮАР). Пока там по данному поводу идет дискуссия, но ясно одно: это не будет что-то наподобие евро. Скорее всего, появится виртуальная валюта типа переводного рубля, существовавшего в странах СЭВ в советское время, либо типа экю, который выступал в качестве межгосударственных расчетов в Евросоюзе до 1999 года. В перспективе это коренным образом изменит баланс сил в рамках валютных операций. Например, в 2021-м 60 % международных расчетов было совершено в долларах США, 27 % — в евро и лишь остальная часть — в других национальных валютах. А своя переводная валюта только в рамках БРИКС позволит объединить самые крупные рынки и серьезно ослабить вездесущую долларовую монополию.

Речь идет о том, что новых валютных союзов в мире может появиться несколько, поэтому судьба доллара в перспективе весьма незавидна. Некоторые считают, что участие в таких объединениях может несколько ослабить независимость государства. Но это не так. В частности, для Беларуси как для страны с экспортноориентированной экономикой присоединение к подобным союзам будет только усиливать ее внешнеторговый потенциал и укреплять суверенитет.

Какие прогнозы не сбываются

О стабильности нашей банковской системы говорит тот факт, что к концу прошлого года мы вышли на корректирующую дефляцию. Это было связано со снижением цен на некоторые товары и продукты. Позиция Президента была твердой: спекулятивной политике недобросовестных поставщиков и продавцов должен быть поставлен надежный заслон. В целом итоги 2022-го показали, что у экономики есть потенциал, благодаря ему удалось избежать инфляционных всплесков и тех фундаментальных проблем, которые предсказывали нам наши оппоненты.

Традиция — не инвестиция

Если в банках Евросоюза удастся положить евро на депозит со ставкой в 1–1,5 % годовых, это будет для вкладчика редчайшей удачей. А швейцарские банки и вовсе «вне конкуренции» — там ставки редко превышают 0,05—0,15 %. Более того, существуют так называемые нулевые или даже негативные, когда ты не только не имеешь дохода от своих сбережений, но и платишь определенную сумму за то, что банк хранит твои деньги. Ну что тут скажешь — за вековые традиции швейцарских банков надо платить.

На рынке вкладов все спокойно

В непростых условиях нам удалось обеспечить не только сохранность, но и довольно ощутимую доходность банковских вкладов. Дело в том, что в случае подъема инфляции повышается и ставка рефинансирования. Ее еще называют «инфляционным налогом», который позволяет снизить нагрузку на сбережения, прежде всего в белорусских рублях. Под контролем находится и рынок валютных вкладов. Несмотря на то что девальвация евро и доллара не зависит от политики Нацбанка Беларуси, наши коммерческие банки предлагают сегодня депозиты в этих валютах со ставкой до 3 % годовых.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter