Дискутировать с молодым белорусским философом приятно. До озноба

Философия в помощь

Видимо, осознав наконец, что на бесконечном гвалте и ежедневном поношении далеко не уедешь, некоторые наши «независимые» сайты стали подыскивать себе умных молодых людей. Желательно с хорошим образованием. И с философским уклоном. Чтобы порассуждать, отрефлексировать, заняться спекуляцией в ее первозданном значении. Укрепить почву и унавозить ниву, на которых стали как-то сохнуть яркие цветы вожделенного капитализма. И либерализма. И безудержной свободы вкупе с правами отдельного человека на все. 

Знакомьтесь: белорусский аспирант Иван Жигал, чье «эссе о посткоммунизме» настоятельно рекомендуют прочитать «неподкупные и независимые». Мы и прочитали – кстати, с удовольствием. И правда, нечто новое, молодое, умное… Не зубовный скрежет с желчными плевками, даже приятно обсудить. Вместо знакомых многим (еще) диалектического материализма, экономического уклада или борьбы классов новое поколение предпочитает формулировать свои мысли в других терминах. «Хонтология», «ретроутопичность», «синестезия» и «ресентимент» дают читателю ощущение причастности к вершинам отрефлексированного миропонимания и достижениям современной социолого-политологической мысли. Пусть так. 

Однако даже освоившим модный (пусть и научный, хотя можно поспорить) новояз не к лицу передергивать. «Общими чертами восточноевропейского популизма, - пробует выделить наш молодой философ, - являются ксенофобия, национализм и неприятие любого рода меньшинств». Вот если бы он сформулировал «неприятие бесконечных прав любого рода меньшинств» - было бы и верно, и даже (быть может) всесильно. Кстати, и весьма демократично было бы сказано, разве нет? 

Дальше отечественная мысль сама идти не спешит, а цитирует болгарского («одного из самых вдумчивых в Восточной Европе», по ее оценке) аналитика. Успешные нынче в Европе «популистские и радикальные партии» - они вот почему, оказывается, такие: «Они обещают избирателям то, что либеральная демократия пообещать неспособна: ощущение победы, при которой большинство населения сможет делать все, что хотело бы». Позвольте, но ведь это и есть та самая демократия, о которой мечтали… Или обещанная либеральная демократия – это демократия элиты, а не этого вашего быдла? Так бы и сразу и сказали… 

Вообще, современный околонаучный новояз (а используется он и в умных статьях, и в заголовках желтой прессы), собственно, состоит из эвфемизмов для «своего-хорошего» и ярлыков для «их-плохого». «Образ перехода от коммунистической диктатуры к свободе, демократии и рынку, - находит белорусский аспирант цитату теперь у хорватского философа, - напоминает сцену из «Сталкера» Андрея Тарковского». Уже понятно, что речь идет о пути из серости к свету, правда? Так и есть: «Стоит добраться, как они оказываются в мире, залитом ярким солнцем, где весело цвикают птички». Ага. Наблюдая за дедушками, роющимися в мусорных баках, и бабушками, продающими с асфальта последнее. К сожалению, это не кино – возможно, потому наш аспирант этого и не видел. А в его лекциях такого не рассказывали. 

«Посткоммунизмом» на предлагаемом философском языке называются лихие 90-е, которые были у каждой из бывших социалистических стран. У каждой – свои, но у всех были. Заметьте, как изящно сформулировано: не разгул бандитизма, не расхищение целых стран, не дикий капитализм – посткоммунизм, барышни. На другом языке, в других терминах это называется контрреволюция. Ну а как иначе, когда один экономический строй сменяется другим – тем, с которым уже вроде простились? Но у некоторых современных философов есть свой язык. Выработанный, похоже, именно для того, чтобы не схватили. 

Однако была ли плоха или хороша советская власть – мы ж не это здесь обсуждаем, верно? А вот что: хорош ли тот капитализм, который пришел ей на смену? В отличие от нас, простых, философ вообще-то просто обязан задать себе вопрос: исчезли «родимые пятна»? По сути что-то изменилось? И ответить: нет. Просто теперь безудержная эксплуатация проистекает не в Лилле или Кардиффе, а где-то там, далеко – в Конго и Руанде, Мьянме и Бангладеш. А торгуют (помните про «300% прибыли»?) по-прежнему всем: от детей (женщин) нелегальных мигрантов (а то и их органов) до личных данных победивших борцов за права человека.

К сожалению, многие современные философы далеки от проблем африканцев и азиатов. Так же, как и наоборот. Тех – много, философов – мало, зато вся мировая пресса к их услугам. Пока – ничья. 

Я – честно - искренне радуюсь, когда встречаю всерьез думающих молодых людей. До восторга, до озноба, ибо – мало их. Именно поэтому хочу предложить нашему аспиранту-философу в его еще складывающейся картине мира попробовать просто заменить термины. 

Например, белорус Иван Жигал приводит историю поляка Мариуша Щигела, которую тому рассказали про чеха Давида Черны. Тот ночью в Праге раскрасил танк ИС-2, стоящий на постаменте, в розовый цвет. Армия перекрасила его в зеленый. Тогда группа депутатов, пользуясь неприкосновенностью (демократия! Прррава человека! сссвобода!), снова выкрасила его в розовый. Тем более у танка уже стали собираться всякие митинги и даже продаваться майки для туристов. 

Армейцы вновь вернули танку защитный цвет. Райисполкому (если по-нашему) надоела эта свистопляска, и он передал ИС-2 в военный музей. А тут случилась в Прагу делегация генералов НАТО, коя восхотела «увидеть розовый (советский) танк». И пришлось военным теперь уже самим обратно перекрашивать… 

Чех, поляк и белорус применяют к этой истории вот какие термины: «освобождение от советского прошлого», «становление рыночной экономики», «переизобретение сообществами идентичности через обращение к Западу». 

Возьму себе, белорусу, на помощь российского блогера Дмитрия Пучкова. Мы с ним на нам доступном, отнюдь не на философском, описали бы эту историю так: «малолетний дебилизм», «циничное использование статуса депутата», «разгул вседозволенности» и «низкопоклонство». Оно же лизоблюдство и блюдолизство, чтоб не сказать больше. 

Допускаю, что и такую картину мира можно оспорить. Желательно, конечно, с подтвержденными фактами, аргументированными расчетами, используя принципы историзма. Однако Ивана Жигала вкупе с самостоятельно думающими молодыми соотечественниками прошу о другом. Попробуйте взглянуть на окружающий вас мир и с такой стороны. Попытайтесь, включите мозги. Поразмыслите. Сами. Припомнив, чему научились. С учетом «всех тех богатств, которые накопило человечество», иначе говоря… кстати, сможете узнать цитату? 

Тогда вас не сумеют использовать в качестве идеологического грунта на чужих нивах. И можно будет подискутировать еще.

mukovoz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter