«Формула-1». Гран-при Монако

Ферстаппен обходит Феттеля в Монако

Как такое могло случиться, если Себастьян Феттель даже не участвовал в нынешней гонке Гран-при Монако, поскольку в прошлом году он уже повесил свой шлем автогонщика на гвоздик и покинул Формулу-1? Все банально просто. Одержав свою 39-ю победу в этом престижном чемпионате мирового автоспорта, Макс Ферстаппен опередил по числу выигранных Гран-при 4-кратного немецкого чемпиона. С небольшой оговоркой, речь идет лишь о победах, одержанных в составе команды «Ред Булл».

Алекс Элбон («Уильямс») и Серхио Перес («Ред Булл»)

Действующий чемпион, наконец-то получив в свое распоряжение самую быструю в пелотоне машину, уже второй сезон подряд бьет один за другим рекорды. А начиналось всё ещё в 2015-м году с самого первого: самый юный участник Формулы-1, затем самый юный победитель Гран-при в 2016-м году и др.       

Пусть не получилось до конца отыграть рекламный слоган «самого юного», поскольку самым юным чемпионом Макс Ферстаппен так и не стал. Это право еще, похоже, долго будет принадлежать Себастьяну Феттелю. Но вот опередить немца хотя бы по числу побед в составе австрийской «конюшни» ныне покойного Дитриха Матещица голландцу все же удалось. И произошло это в прошедшее воскресенье в Монте-Карло, где Макс одержал убедительную победу, сохранив за собой лидерство на этой городской трассе со старта до финиша.    

Маршалы наготове у самой кромки трассы

В Монако на трассе обгонять крайне сложно

Это известно всем. И гонщикам, и командам, и журналистам. Особенно теперь, когда машины стали побольше в размерах, потяжелее в весе. Нынешним болидам на той скорости, которую они способны развивать сегодня, даже самим порой трудно вписываться в повороты, не говоря уже об обгонах соперников. Плотные результаты в квалификации, когда 10 пилотов проезжая зачетный круг, вписываются в одну секунду от обладателя поула, говорят о многом. Поэтому не удивительно, что больше половины дистанции первые 12 из 20 гонщиков, принявших участие в этом Гран-при, так и проехали, не меняясь позициями.

Богатые зрители наблюдают за гонкой с припаркованных кормой яхт

Не случись дождя, возможно, эта гонка была бы наравне со многими другими записана в архивы автобаталий Монте-Карло с пометкой «скучная». Однако погода сумела внести свои коррективы, заставив пилотов сдавать экзамен на профессионализм, а машины - проходить тест на прочность. В Монако в поисках оптимальных траекторий практически все пилоты в той или иной мере ошибаются. Но для кого-то это обходится легким касанием колесами отбойников или стен, а для кого-то полностью разбитой машиной. В этот раз, несмотря на дождливую финальную часть Гран-при, обошлось без выезда «машины безопасности». Что уже само по себе крайне необычно для этих мест. Вряд ли Берн Майландер, отправляясь в Монако накануне этого гоночного уикенда, мог подумать, что ему придется «поучаствовать» в гонке на своем «Астон Мартин» в версии «сэйфети-кар» лишь на формировочном круге. Но оказывается, что и так бывает.

В дни Гран-при Монако эта бухта заполнена до отказа яхтами разного калибра

Все сложилось удачно для Ферстаппена

Это действительно так. Кто-то попробует возразить, мол, стартуя с поула, в Монако гораздо проще стать победителем, чем с другого места. Спорить не буду. Но для начала надо этот самый поул еще и заработать. Великолепно отработав квалификацию, Макс честно заработал право стартовать первым. Так же честно, без привычного для него расталкивания локтями соперников, голландцу удалось и пройти первый поворот. Ну, а дальше, как говорится, дело техники.

Его напарник Серхио Перес после дилетантской аварии накануне в субботу стартовал с хвоста пелотона и составить какую-либо конкуренцию Ферстаппену не смог. Из остальных машин наиболее быстрой была «Астон Мартин» Фернандо Алонсо. И именно ее больше всего опасался Макс, стараясь оторваться от преследователей после старта и создать безопасный интервал. Как отметил сам гонщик, это далось ему не так уж и легко, как могло показаться со стороны. Особенно, когда начал накрапывать дождик.

Ферстаппен опередил Феттеля по числу побед за "Ред Булл"

Достаточно отметить, что действующий чемпион, перейдя на промежуточные шины, отличающиеся от обычных «лысых» сликов наличием протектора, несколько раз едва отлавливал машину на скользком асфальте и трижды касался колесами стен ограждения. Любое из этих касаний могло закончиться для него плачевно, но Ферстаппену повезло. Да, еще и помогло то, что болиды «Ред Булл» общепризнанно считаются самыми прочными в пелотоне.

В качестве самого свежего теста на прочность можно привести пример, когда Джордж Рассел небезопасно возвращался на трассу после выезда в карман. Его «Мерседес» был фактически протаранен австрийской машиной отстающего на круг Серхио Переса. В итоге оба гонщика продолжили движение. И лишь потом британцу выписали штраф в 5 секунд, который по сути ничего не изменил в итоговом протоколе.

Частенько в автоспорте под удачей понимают нет только счастливое стечение обстоятельств, но и ошибки соперников. Вот почему в моторхомах механики так радуются, когда у конкурентов случаются промахи. Правда, в   случае аварии соперников радоваться не принято. В таком опасном виде спорта, коим являются автогонки, все понимают, что авария может произойти с любым пилотом в любое время. Поэтому в данном случае я имею в виду ошибки конкурирующих «конюшен» без травматического исхода для пилотов или зрителей.

Так вот к числу удачных обстоятельств для Ферстаппена в этот день были две ошибки, допущенные соперниками.

Вид из окна пресс-центра на последний поворот трассы

Победа Алонсо была так близка

О том, что у него есть шансы выиграть эту гонку, Фернандо говорил еще накануне. На старте он не стал пытаться противостоять обладателю поула, поскольку тот стартовал в этот раз безукоризненно. Испанский чемпион решил просто выждать удобного момента или ошибки соперника. Нужно было лишь максимально близко держаться за лидером гонки, чтобы вовремя воспользоваться предоставившимся случаем.

Фернандо Алонсо отбойников не касался, но был совсем рядом с ними

Но этот случай так и не предоставился, Макс пилотировал уверенно, те мелкие помарки пилотирования, которые он допускал, пилот «Ред Булл» мастерски исправлял, почти не теряя темпа. Оставалось уповать лишь на обещание синоптиков, что дождевые тучи, медленно плывущие в сторону набережной Монте-Карло со стороны гор, все же разродятся дождем.

Так и случилось, заморосили первые капли, и Фернандо, к тому моменту уже износив свой первый комплект шин, сразу же отправился на пит-стоп к механикам. И каково же было мое удивление, когда ему механики поставили «слики», а не промежуточные шины, как того просила ситуация. Что это было: случайная ошибка или просчет? Скорее всего, на командном мостике в «Астон Мартин» решили, что сильный дождь так и не начнется, а опытный испанский чемпион справится на скользком асфальте пару кругов, пока трасса не начнет подсыхать? В общем, как показало дальнейшее развитие событий, худшее из решений, которое могло быть в британской команде, было принято. Алонсо вернулся на трассу на «сликах», а затем вынужден был поехать на пит-стоп повторно, чтобы получить там у своих боксов комплект «промежуточных» шин. Конечно, преимущества, добытого Фернандо в упорной борьбе с кочковатой трассой узких улочек княжества, хватило испанцу, чтобы остаться вторым и финишировать следом за победителем гонки.   

Проход в паддок под строгим контролем техники и охраны

Но что бы ни говорили потом аналитики и эксперты, свой шанс испанский чемпион упустил. Если бы после своего первого пит-стопа он уехал на трассу на промежуточных шинах, то спустя пару кругов он оказался бы в лидерах, поскольку Ферстаппен после своей вынужденной остановки в боксах был впереди всего на 10 секунд. Вот вам и простая арифметика.

Видя, как перед своим пит-столом Макс едва держал свой скользящий «Ред Булл» на траектории, у Алонсо были реальные шансы на победу. Ведь именно в тот момент, когда испанцу ставили «слики», это было оптимальное время для смены шин Ферстаппену. Но Макс, будучи лидером, проехал мимо въезда на пит-лейн. Эту ошибку признали даже в руководстве австрийской «конюшни».

Фернандо Алонсо радуется и второму месту в Монако

Второй результат Фернандо и персональные теплые поздравления от принца Альберта II на подиуме - это звучит многообещающе, особенно на фоне провального выступления Серхио Переса. Похоже, Алонсо все ближе к тому, чтобы стать главным конкурентом в борьбе действующего чемпиона за очередной титул.

Рассел мог победить?

Утверждать не берусь, но то, что Джордж мог оказаться на подиуме, не вызывает сомнения. Он был тем, кто в лидирующей группе, как и Алонсо, доехал на стартовых шинах до момента своего первого пит-стопа. Но в отличие от испанца Расселу в «Мерседес» сразу же поставили промежуточные шины. Однако на первом же после выезда из боксов круге британец грубо ошибся. То ли он отреагировал на задние фонари болида Кевина Магнуссена, уехавшего в карман безопасности, то ли он отвлекся на защиту своей позиции от наседавших на него соперников, но вышло как вышло.

Джордж, образно говоря, поскользнулся на ровном месте. Вместо того, чтобы повернуть вправо, он промахнулся по апексу и выехал в карман, где уже была «Хаас» датчанина. Ругая себя за глупую ошибку, Рассел развернулся в кармане и вернулся на трассу. Но в этот момент по его траектории уже ехал Серхио Перес, отстававший на круг. «Ред Булл» протаранил «Мерседес». К счастью, обе машины продолжили движение. Но о подиуме, и тем более о победе, Расселу можно было уже забыть.

Серхио Пересу лучше забыть этот уикенд в Монако

Получив за «небезопасное возвращение на трассу» штрафные 5 секунд, которые должны были добавиться к времени в итоговом протоколе, Рассел гнал затем изо всех сил, чтобы оторваться от преследовавшего его Пьера Гасли. В итоге ему это удалось, и вынесенный британцу штраф за опасную езду ни на что не повлиял.

Эстебан Окон возвращает надежду «Альпине»

 Уже в квалификации французский гонщик подарил надежду своей французской команде на успешное выступление. Благодаря ошибке команды «Феррари» и полученному Шарлем Леклером штрафу, Эстебан переместился на стартовой решетке на 3-е место. И он сумел-таки его удержать несмотря на прессинг преследовавшего его сначала Карлоса Сайнса на сухой трассе, и затем Льюиса Хэмилтона на влажном от дождя асфальте. Более того, испанский гонщик провел даже несколько весьма оптимистичных атак на Окона, после одной из которых он обломал на своем итальянском болиде элемент переднего крыла. Француз в этой дуэли был на высоте, как впрочем и на протяжении всей гонки.



В завершающей части Гран-при уже напарник Эстебана и его соотечественник по совместительству Пьер Гасли защищался от атак Карлоса Сайнса, после того, как француза обошел Шарль Леклер. Испанец после перехода на промежуточные шины допустил ошибку, его развернуло и он потерял позицию. Но вернуть ее до финиша он так и не сумел, Карлос пересек финишную черту 8-м.

В целом, команда «Альпине» успешно выступила в Монако. Подиум Окона и 6 очков за 7-е место Гасли заметно поправили дела французского коллектива. И генеральный директор компании «Альпине» Лоран Росси не преминул приписать себе часть этого успеха, напомнив о нелицеприятной и резкой критике с его стороны в адрес руководства «конюшни» после предыдущего Гран-при в Майами. Мол, результат сразу пришел в виде успеха.

С Дженсоном Баттоном встречаемся как старые знакомые

«Феррари» снова ошибается или ищет свои пути к победе?

 Накануне Гран-при в пресс-центре некоторые журналисты, общаясь со своими итальянскими коллегами, в шутку заключают пари, совершат ли в очередной раз ошибку или просчет в тактике стратеги «Феррари» по ходу гонки? Я думаю, что касательно этой гонки ситуация с критикой в адрес итальянской скудерии была не столь однозначной, как в предыдущие разы.

Результаты в квалификация была столь плотными, что говорить о недоработках в плане техники было бы не совсем справедливо. Посудите сами, Карлос Сайнс показал 5-е время с отставанием от обладателя поула всего в 0.25 сек. Шарль Леклер и того меньше, у него было 3-е время, пока действия монегаска на трассе не были наказаны стюардами потерей 3-х позиций.

Вот тут, конечно, была чисто командная ошибка. Инженер, как я уже писал в прошлом моем материале, не был внимателен к происходящему на трассе и не предупредил вовремя своего подопечного о приближении сзади Ландо Норриса, который был на своем «МакЛарен» на быстром круге. Причем, неожиданная встреча гонщиков случилась в темном туннеле, что было в несколько раз опаснее, чем это обычно случается во время квалификации. Руководитель команды господин Вассер извинился перед пилотом за этот инцидент.

Карлос Сайнс был недоволен решениями команды

А вот во время гонки со стороны Карлоса Сайнса были претензии к решениям командного мостика. Мол, его не совсем вовремя позвали на первый пит-стоп, из-за чего он не сумел обогнать, как ему хотелось бы, Эстебана Окона. А затем, обоих пилотов «Феррари» продержали на круг больше их соперников в ожидании удобного момента заезда в боксы для получения промежуточных шин. Из-за этого пилоты финишировали даже не как стартовали 4-м и 6-м, а лишь 6-м и 8-м.

Это лучшая гонка Нико де Врис в этом сезоне, пусть даже и без очков

Я бы так прокомментировал оба этих случая. В первом - команда старалась не пропустить вперед Льюиса Хэмилтона, поэтому испанца позвали в боксы сразу же вслед за британским чемпионом, когда тот уехал на пит-стоп. Карлосу же вместо своих претензий команде лучше было бы аккуратнее и тщательнее готовить свои атаки, тем более в Монако. Ринувшись с открытым забралом, как испанский идальго Дон Кихот на знаменитые ветряные мельницы, он допустил контакт с «Альпине» Эстебана Окона, повредил часть переднего крыла, и даже получил замечание в виде черно-белого флага, предписывающего ему срочно осуществить обслуживание в боксах.

Во втором случае, если бы стратегам скудерии получилось совершить задуманное, и имел бы место выезд машины безопасности, то они вполне могли рассчитывать на 3-е и 5-е места. Риск не удался. Называть это явной ошибкой я бы не стал. Это было осознанное решение, опираясь на принципы теории вероятности, которая в Монако слишком уж активно прогнозировала появление сэйфти-кара. Тем более, что на командном мостике прекрасно видели, как тяжело гонщикам управлять современными болидами на городских улочках Монте-Карло, да еще и в начавшийся дождь.

Так что в данном случае, я бы назвал это скорее поиском своего пути к победе, чем тактическим просчетом.

«МакЛарен» делает скромные шаги к успеху

Квалификация на 10-й и 11-й позициях пилотов британской «конюшни» давала повод для пищи оптимистам, учитывая все то, что теоретически могло произойти на этом городском автодроме средиземноморского княжества. Приближаясь к финишу, гонщики «МакЛарен» смогли пройти друг за другом лишь пилота «Альфа Таури» Юкки Цуноду, который почти всю гонку жаловался на свои тормоза и все никак не мог увеличить свой темп.

Оскар Пиастри ("МакЛарен") раздает автографы на заборе паддока

3 заработанных очка на двоих - это вряд ли можно назвать большим успехом. Но на фоне «баранки» у их основных соперников, сателлитов «Феррари» в виде команды «Хаас» и «Альфа Ромео», это уже кое-что. Со своими 17 очками «МакЛарен» на 9 опережает своего ближайшего преследователя, которым руководит Гюнтер Штайнер.

Следующий Гран-при пройдет уже в эти выходные на трассе в Монтмело в рамках Гран-при Испании. Этот автодром все пилоты знают как свои пять пальцев. И главной особенностью предстоящего гоночного уикенда будет то, что все команды наконец-то привезут свои основные обновления. Так что мы сможем получить ответы на вопросы, как же действительно обстоят дела в конструкторских бюро всех «конюшен» нынешнего пелотона. И возможно, сможем порадоваться, если у кого-то эти самые новинки неожиданно дадут весомый прирост скорости и маневренности.

Обмен мнениями между ветеранами журналистики Формулы-1

После гонки улицы Монте-Карло, ведущие от трассы к вокзалу, были заблокированы зрителями

Сэлфи с пожарным на память

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter