Какую продукцию и на каких условиях планируют поставлять в Россию наши переработчики?

Фас на вас

Начиная с осени прошлого года наши переработчики сельхозпродукции чувствовали себя, как пассажиры аттракциона «Американские горки». Почти три десятка мясокомбинатов попадали под запреты со стороны Россельхознадзора. Для тех, кто не был лишен доступа на лакомый рынок, виражи экспортных поставок существенно осложнялись девальвацией российского рубля, усилением конкуренции на внешнем рынке и общим экономическим положением предприятий. Несмотря на эти факторы, прогнозные балансы поставок белорусского продовольствия в Россию в этом году увеличатся. Какую продукцию и на каких условиях планируют поставлять наши переработчики?



Россия для нас всегда была стратегическим рынком. Ее потребитель даже готов был переплачивать за наши окорока и колбасы. Да и для самих производителей российское направление наиболее удобное: контакты здесь давно налажены, логистические схемы отработаны, молочная и мясная продукция всегда расходилась в торговых сетях на ура, иностранный язык учить маркетологам не нужно — казалось бы, грузи фуры да отправляй восточному соседу. А потому и нет ничего удивительного в том, что в структуре продовольственных поставок отечественных комбинатов 95% приходится на Россию. Правда, последние полгода четко показали: чтобы удержать внешние рынки и не проиграть на девальвационных процессах у соседей, нужно очень постараться. Сегодня перед нашими производителями стоит конкретная задача: снижать себестоимость продукции, работать над ее качеством. Самые выгодные позиции по российскому направлению — молоко, молочная продукция и говядина. Очевидно, что молочные, сырные и колбасные «реки» и в этом году не изменят основных своих направлений. 

Правда, на предприятиях не скрывают: работать приходится в непростых условиях и год будет для них особенно тяжелым. По словам председателя совета директоров Туровского молочного комбината Алексея Денисова, сегодня на российском рынке появляется множество фальсификатов, которые проникают в каналы сбыта по низким ценам и отнимают у крупных производителей долю продаж. Ситуация на валютном рынке привела к снижению спроса, росту остатков на складах. 

— Но как это объяснить обычному покупателю? — задается вопросом начальник отдела ВЭД Березовского сыродельного комбината Наталья Скорина. — Человек приходит в магазин за нашей продукцией и вдруг видит  ее в два раза дороже. Разве он купит? Если бы мы были единственными на российском рынке, можно было бы диктовать условия. Но сегодня приходится конкурировать с огромным количеством игроков, в том числе и за счет цены. 

При этом на молочных предприятиях не идет речи о том, чтобы снижать поставки. Они, как минимум, останутся на прошлогоднем уровне. Сейчас производители, чтобы удержаться на плаву, поворачиваются и к тем покупателям, которые еще недавно предлагали невыгодные по сравнению с российскими цены. Но здесь есть свои сложности. Такие рынки, по сути, приходится еще осваивать. На это нужно время, деньги на рекламу и продвижение, плюс существенно возрастают сроки доставки товара. Многие сегодня упрекают наших переработчиков в том, что диверсификацией экспорта им нужно было заниматься давно. Те парируют: основной доход им всегда приносила Россия, и смысла перенаправлять продовольственные экспортные потоки не было. Пока еще большинство предприятий молочной отрасли работают с прибылью, а это значит, резервы для снижения себестоимости есть. Правда, они не безграничны. 

Положение у мясных комбинатов хуже: даже удержать прошлогодние позиции на российском рынке вряд ли у них получится. И дело вовсе не в периодически возникающих претензиях Россельхознадзора. 

— В России свинина стоит дешевле, а значит, конкурировать по цене с местными переработчиками очень тяжело, — поясняет начальник отдела маркетинга Борисовского мясокомбината Андрей Быков. — Удержать прежние объемы сегодня довольно сложно. Многие предприятия закрыли экспорт в Россию, и на прилавках в наших торговых сетях наблюдается огромный переизбыток мясной и колбасной продукции. 

Осложняется ситуация тем, что мясокомбинаты не могут экспортировать копченую и сыровяленую продукцию, только вареную, ту, что прошла термическую обработку. Это значит, что ассортимент экспорта тоже снизился, и существенно. Фактически самые дорогие виды колбас, с высокой добавленной стоимостью, оказались «невыездными».

Несмотря на непростое положение производителей, на недавнем совместном заседании коллегии сельхозведомств Беларуси и России было решено: прогнозные балансы поставок из нашей страны в этом году увеличатся. Так, мяса и мясопродуктов будет отправлено 390 тысяч тонн, молока и молочной продукции — 3,9 млн. тонн. Впрочем, на молочных перерабатывающих предприятиях об этих цифрах еще не слышали. А вот производители мясных полуфабрикатов даже рассматривают возможность закупать свинину в России для того, чтобы загружать свои мощности. Еще несколько лет назад никакой необходимости в российском сырье у перерабатывающих комбинатов не было, она возникла в связи с сокращением поголовья свиней в стране. Аудит переработчиков проведет Россельхознадзор, а белорусские специалисты лично посетят предприятия соседнего государства для того, чтобы возобновить поставки свинины в страну. На мясокомбинатах возможность работать с российской свининой поддерживают и надеются, что это повысит конкурентоспособность наших предприятий. 

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter