Единый союзный полис ОСАГО заработает уже в 2024 году

Эту «гражданку» давно ждали

В 2024 году россияне и белорусы смогут ездить друг к другу в гости на машине, не тратя время на оформление дополнительной страховки автогражданской ответственности — в Союзном государстве должно заработать единое ОСАГО. О том, каким образом общая страховка будет внедряться, «гвоздях в колесо» на его пути и личном водительском опыте «СОЮЗу» рассказал зампредседателя Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту Сергей Сивец.
Сергей Сивец: Я сам автолюбитель. Поэтому с нетерпением жду введения единого полиса.
ПАРЛАМЕНТСКОЕ СОБРАНИЕ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

— Сергей Михайлович, в одном из ваших интервью нашел прекрасную фразу: «Законы должны помогать людям, а не создавать трудности и препятствия». Если применить это высказывание к союзному ОСАГО, то как оно поможет нам, автолюбителям?

— С помощью единого ОСАГО автолюбителям России и Беларуси будет предоставлена возможность покупки страхового полиса, действие которого распространяется на все Союзное государство, вне зависимости от места регистрации автотранспорта. Внедрение союзного ОСАГО было выбрано в качестве темы для первого модельного закона как раз потому, что с этой проблемой к нам обратился автотурист из России. Он поехал в Беларусь на экскурсию и вполне закономерно задался вопросом, который и адресовал нам: почему у нас Союзное государство, но страховки друг друга мы не признаем? После этого обращения мы и начали думать, как мы можем сблизить наше законодательство в этом сегменте.

— Наверное, поэтому работа и идет так долго, что приходится идти по непроторенной дорожке?

— Да, требуются многочисленные согласования. К тому же модельные законы начинаются с положения, с помощью которого прорабатываются все механизмы, начиная от процедуры инициирования, подготовки, принятия и вступления в силу таких законодательных актов. Ведь ничего этого раньше не было!

Если все пройдет удачно, то начнется новый этап деятельности Парламентского Собрания по рассмотрению и принятию модельных законов, связанных с наиболее актуальными вопросами союзного строительства. А единое ОСАГО станет первой ласточкой на этом пути.

— И когда наконец белорусы и россияне смогут поехать друг к другу с союзным ОСАГО?

— С учетом того, что мы уже отработали основные элементы этого закона, парламентариям по большому счету много делать уже и не нужно, важна инициатива от исполнительной ветви власти. И, конечно, инфраструктурная подготовка — это передача информации, единые базы данных. Я считаю, что времени до конца года на это вполне должно хватить. Очень многое зависит и от того, насколько сами регуляторы будут готовы работать в новых правовых условиях.

— В России и Беларуси цена полиса страхования автогражданской ответственности отличается. Многих волнует вопрос цены единого полиса — она вырастет?

— Я думаю, что цена нового полиса будет золотой серединой между теми видами страхования автогражданской ответственности, которыми сегодня пользуются автолюбители Беларуси и России. Но итоговую стоимость все-таки определит рынок и сами страховщики, которые тоже не должны работать себе в убыток.

— Но если цена после всего этого окажется высокой?

— Для того чтобы не было злоупотреблений и в России, и в Беларуси, есть органы, которые следят за этим. Да ведь и сами страховщики заинтересованы в том, чтобы к ним обращались за такой страховкой, и особого смысла задирать цену у них нет. Тем более если в Беларуси есть альтернатива в виде договора пограничного страхования.

— Действительно, далеко не каждому белорусу или россиянину может пригодиться расширенный полис. Как быть тем, кому он не нужен?
— Если страховка на все Союзное государство автолюбителю не нужна, он просто не будет ее покупать вместе со стандартным полисом. Напомню: расширение на территорию обеих наших стран — это дополнительный инструмент, автолюбителя никто не будет принуждать приобретать услугу, в которой у него нет необходимости.
— А вообще, для какого числа автолюбителей Союзного государства может быть актуально единое ОСАГО? Ожидаете ли вы, что автомобильный поток в результате вырастет?

— Однозначно сравнивать некорректно, потому что и для граждан Беларуси, и для граждан России страхование автогражданской ответственности и без внедрения единого ОСАГО все-таки является обязательным. Другое дело, что управление транспортом при пользовании этим видом страховки благодаря этому модельному закону упростится, а это, в свою очередь, может привести и к росту пассажиропотока между нашими странами.

— Сергей Михайлович, какой у вас водительский стаж?

— Уже очень большой, я за рулем с 1991 года.

— И наверняка путешествуете из Беларуси в Россию за рулем автомобиля. Вы сами такое ОСАГО купите?

— Да, я регулярно езжу в Россию. Поэтому введение единого ОСАГО для меня будет очень кстати. Как и для любого автолюбителя. Понимаете, ведь это очень удобно: застраховался один раз и, образно говоря, забыл о том, что тебе необходимо еще что-то оформлять.

Тарас Фомченков

taras@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter