О значении 17 сентября 1939 года для Вороновского района и идее объявления его Днем народного единства

«Это надо было сделать давно!»

17 сентября 1939 года восторжествовала историческая справедливость: разделенная на две части Беларусь благодаря приходу Красной армии воссоединилась. Однако не всеми жителями западных земель это событие было воспринято однозначно. Руководитель Радунского народного историко-краеведческого музея Иван Фесенко провел серьезное исследование этого периода в истории Вороновского района, собрал многочисленные экспонаты, которые заняли достойное место в экспозиции музея и документально свидетельствуют о тех важных для белорусов событиях.

Руководитель Радунского народного историко-краеведческого музея Иван ФЕСЕНКО.

Иван Иванович рассказывает:

— Местные жители на приход Красной армии в сентябре 1939-го реагировали по-разному. Бедные крестьяне искренне приветствовали перемены, надеялись на лучшую жизнь. Шляхта, наоборот, была не в восторге. В Лидском районе, где жили мои родители, проходил тракт Новогрудок — Лида. По нему двигались красноармейцы. Сельчане из окрестных деревень несколько километров бежали с цветами, чтобы их поприветствовать. Почти сразу же образовались и банды. В них входили в основном лесники и осадники — бывшие военнослужащие Войска польского, получившие земельные наделы на территории Западной Беларуси и имевшие право на ношение оружия. Когда просматривал архивные материалы, удивился, насколько серьезно они были вооружены. Например, только одно такое формирование имело около десятка пулеметов. Одновременно создавались и первые ячейки Армии Краевой. Все они боролись с советской властью и ставили перед собой цель — возвращение Польше потерянных территорий. Их активно поддерживала шляхта. Такие отряды сопротивления были серьезными противниками для Красной армии.

Одним из тех, кто помогал устанавливать советскую власть на Вороновщине, был Юльян Король. Родился он в Мостовском районе, а когда умерла его мать, дядя увез племянника в Петроград. Парень работал на Путиловском заводе, неоднократно видел Ленина, слушал его речи. После Гражданской войны был направлен в Беларусь проводить просветительскую работу. Так оказался в Радуни. Во времена буржуазной Польши участвовал в деятельности Коммунистической партии Западной Беларуси — распространял листовки, политическую литературу. В 1939 году был избран депутатом местного сельского Совета. От имени крестьян Лидского повета выступил на Народном собрании Западной Беларуси в Белостоке. Юльян Викторович тогда говорил о существовавшем угнетении белорусов панской Польшей, тяжелом материальном положении сельчан. Предложил включить Западную Беларусь в состав БССР и СССР. В 1949 году стал первым председателем образованного в Радуни и близлежащих деревнях колхоза, а потом и председателем сельсовета.

В освобожденной западной части Беларуси наметились существенные перемены к лучшему для бедной части населения. Задачей особой важности новой власти было решение земельного вопроса. Помещичьи и кулацкие землевладения ликвидировались, а земли передавались крестьянам. Бедняки получали также скот. В начале 1940-го началась коллективизация. Однако к такой форме хозяйствования люди отнеслись настороженно, не знали, что от нее ожидать. В мае того же года было написано только 16 заявлений о вступлении в колхоз. Процесс коллективизации шел медленно, и до начала Великой Отечественной войны он так и не был завершен.

Одновременно советская власть принесла жителям района серьезные подвижки в социальной сфере. Ранее здесь вообще не было лечебных учреждений. Работали только четыре врача-частника. В течение 1940 и 1941 годов были открыты шесть больниц на 133 места, роддом, несколько фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий. В Радуни построили новое здание райисполкома, культмаг, Дом соцкультуры, открыли детский сад, отремонтировали гостиницу. Начал работать местный радиоузел. Развернулось строительство дорог.

Создавалась и новая система образования: ликвидировались польские школы, а на их месте появлялись белорусские, русские и еврейские. Началась ликвидация безграмотности и малописьменности. Большое внимание уделялось военно-патриотической работе, особенно среди молодежи. Хотя и существовал договор между СССР и Германией о ненападении, но многие сознавали, что войны в перспективе все же не избежать.

Иван Фесенко отмечает, что он всецело поддерживает идею объявления 17 сентября Днем народного единства:

— Это надо было сделать давно! У белорусов такой менталитет — они не хотят обижать соседей. Из-за чего многие неприятные для них факты остаются необнародованными. Знаю, что, даже находясь под угнетением Польши, многие белорусы воспитывали своих детей в духе того, что придет время и белорусский народ воссоединится. В 1918 году в Радуни был образован Военно-революционный комитет. Возглавлял его подпоручик Российской армии Валицкий. Когда сюда пришли поляки, его арестовали и расстреляли. С воссоединением Беларуси люди начали получать образование на своем родном языке. При буржуазной Польше такого нельзя было себе представить. В 1939 году в Вороновском районе не было ни одной белорусской школы. Закрывались православные храмы, проводилась повсеместная полонизация. Белорус по национальности не мог устроиться на простейшую работу, не говоря уже о какой-то должности в гмине. Только с приходом Красной армии люди вздохнули более свободно.

gil@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter