Сделать памятное селфи – обязательная часть экскурсии
«Где мы сейчас едем?»
– Если вы думаете, что экскурсия – это «сели и поехали», значит, вы не учитель. За красивой картинкой в соцсетях, на которой дети улыбаются на фоне живописного места, кроется длительная подготовка. Многие маршруты разрабатываю сама. Чаще всего выбираю точки на карте, в которых уже побывала, а иногда подсматриваю интересные локации в Instagram. Благодаря этому всегда хорошо ориентируюсь в деталях маршрута и легко могу ответить на самый популярный вопрос: «А где мы сейчас едем?» Хотя заранее рассказываю детям о путешествии и достопримечательностях, всегда найдется тот, кто задаст этот вопрос снова. Иногда даже по несколько раз за день. Список дополняют не менее оригинальные: «А что мы там увидим?», «А сюда зайдем?»«А мама отпустит?»
– Мне повезло: не сталкивалась с мамами, которые каждые пять минут звонят учителю узнать, как там их ребенок. Родители даже рады, что у детей появляется возможность побывать в новых местах, и с энтузиазмом воспринимают мои идеи отправиться в путешествие. Иногда даже помогают его организовать. Правда, некоторые малыши сомневаются: «А мама отпустит?» Успокаиваю ребенка: «Даже если нет, помогу договориться».На самом деле, школьные экскурсии очень важны, ведь каждая поездка помогает одноклассникам сплотиться. Вы же не думали, что дети два часа едут в автобусе молча? Из каждого уголка доносятся шутки и даже отрывки песен. Причем вспоминают не только треки модной Клавы Коки, но и популярные хиты 2000-х. Иногда даже тихонечко подпеваю. Но если в автобусе становится слишком шумно, одного строгого взгляда Юлии Алексеевны достаточно, чтобы ребята расселись по своим местам и стали общаться тише.
«Сколько денег брать?»
– Для каждого ученика экскурсия – волнительное событие. Нужно решить, с кем сесть в автобусе, какие места занять, что с собой взять. Словом, дел у юных путешественников практически столько же, сколько и вопросов. «А сколько денег брать?» – часто спрашивают школьники. Казалось бы, об этом логичнее узнать у мамы, но дети переадресовывают вопрос мне. Порой даже неловко им что-то советовать. Решив финансовый вопрос, ребята переходят к практическому: «А что в рюкзак сложить?» Must have – вода и заряженный телефон, чтобы запечатлеть каждый момент поездки. Но даже если ребенок что-то забыл, в большой сумке учителя найдется все: салфетки, аптечка, номер телефона мамы. А если хорошенько поискать, может, даже запасной power bank и провод для зарядки.«В фастфуд зайдем?»
– Когда дети расселись в автобусе, учитель в двадцатый раз убедился, что все на месте, а водитель завел мотор, в салоне слышится шорох и начинает пахнуть чипсами. Это означает, что школьная экскурсия началась. Это как в кинотеатре перед просмотром фильма: все вкусняшки заканчиваются, пока транслируют рекламу и трейлеры к новым кинокартинам. Опытные путешественники знают, что сухариков много не бывает, и наполняют рюкзаки бесконечным запасом. Если едем в областные центры, дети всю дорогу спрашивают: «А в фастфуд зайдем?» Порой кажется, что для них рестораны быстрого питания более привлекательны, чем музеи. Хотя, когда спрашиваю их о впечатлениях от экскурсии, первым делом всегда вспоминают интересные экспонаты, а не фастфуд.«Когда следующая остановка?»
Домой ребята возвращаются настоящей командой– Каждому подростку известно, что любая газировка идеально дополняет вкус картофельных снеков. Поэтому бутылок с напитками у ребят тоже в избытке. Однако они играют с ними и злую шутку. Перед отъездом всегда по несколько раз спрашиваю, все ли сходили в туалет. Все хором отвечают: «Да!» Потом через десять минут из хвоста автобуса слышится тихое: «А когда следующая остановка?» Еще мгновение – и флешмоб подхватывают остальные ученики. Ничего не поделаешь, будем останавливаться.
«А фотографировать можно?»
– Многие уверены, что нынешнее поколение – зомби, которым ничего не интересно, кроме телефона. Не согласна. Главное – подбирать темы, которые заставили бы мальчишек и девчонок оторваться от экранов. Даже во время экскурсий находятся ученики, которые на время лекции забывают о гаджетах. Другие, наоборот, фиксируют на видео каждую деталь. Но не просто так! Свои влоги они снимают специально для родителей, чтобы поделиться впечатлениями, показать, что увидели. Во многих музеях на входе висит табличка с перечеркнутым значком фотоаппарата: съемка запрещена. Видя ее, дети всегда спрашивают: «А фотографировать можно?» Этот момент уточняю у сотрудников учреждения культуры. В некоторых музеях можно снимать только без вспышки, в других – нужно дополнительно оплатить разрешение делать селфи с экспонатами.ЕСТЬ ВОПРОС
Куда бы вы хотели поехать на экскурсию?
Павел Бруяко, ученик 5-го класса средней школы № 197 Минска имени Героев 120-й дивизии:– Мы с классом уже ездили на экскурсию в Центр безопасности МЧС, в Заславль и Хатынь. В прошлом году были на Кургане Славы: вид оттуда, конечно, открывается невероятный. Правда, расстроило, что нам не разрешили залезть на военную технику, которая выставлена у подножия. Пришлось попросить родителей съездить туда, чтобы все потрогать и пощупать. Из каждой поездки стараюсь привозить что-то памятное. Например, в Заславле купил маме кулон в виде ракушки. Куда бы я хотел съездить с классом? В Щучин. Недалеко от города восстановили бункер периода холодной войны, который долгое время был засекречен. Вы не представляете, какой он огромный: в нем могли бы жить 50 военных в течение месяца! Я уже ездил туда с родителями, но с удовольствием вернулся бы еще и с ребятами.
Владислав Печёнкин, ученик 7-го класса средней школы № 45 Витебска:
– Если бы мне предложили самому составить маршрут экскурсии, выбрал бы Брест. Мы ездили туда семьей, и меня очень впечатлило, как с наступлением темноты фонарщик подставляет лестницу и зажигает лампы на центральной улице. Хочу, чтобы одноклассники тоже это увидели. Наш 7 «А» очень дружный: если предлагают ехать на экскурсию, соглашаются почти все. Мы уже побывали в Полоцке, Глубоком, мемориальном комплексе «Прорыв» под Ушачами и даже на родине Президента – в Александрии. А ближе к осенним каникулам собираемся в Минск.
Михаил Стаселович, ученик 8-го класса гимназии № 1 Воложина:
– В Центральный ботанический сад в Минске, хоть я уже был там, и не раз. Особенно люблю оранжерею с ее суккулентами, фикусами, лианами. Думаю, моим одноклассникам там бы тоже понравилось. В Минск мы ездили, но по другому маршруту. Сначала побывали в Государственном литературном музее Янки Купалы, где, на удивление, оказалось совсем не скучно: для нас провели интерактивную экскурсию, во время которой нужно было искать ответы на вопросы по всему музею. Затем мы сходили на квест и поели картошки фри в кафе. Еще недавно всем желающим предлагали экскурсию по маршруту Хатынь – Курган Славы, но из-за контрольной не поехал.
Виолетта и Ангелина Оборские, ученицы 9-го класса гимназии № 10 Молодечно:
– Мы с классом ездим на экскурсии в среднем два раза в год. Минск изучили практически весь: были в Музее истории Великой Отечественной войны, в Национальной библиотеке, на заводе Coca-Cola, в веревочном парке. Больше всего запомнилась библиотека, особенно вид на город с обзорной площадки и Музей книги. Даже не думали, что издания могут быть таким необычными: например, самый маленький том всего один сантиметр в высоту! Теперь хотелось бы съездить в Брест. С родителями уже посещали этот город, а с классом – это совсем другое. С друзьями интереснее, веселее и всегда есть что обсудить на переменках.
gardevich@sb.by,
Фото из личного архива Юлии Дервис.