«Если с другом вышел в путь» и другие кинохиты Михаила Танича: к 100-летию со дня рождения поэта

Поэт‑песенник Михаил Танич с детства мечтал стать режиссером и снимать кино. Но в итоге выбрал совершенно другую стезю. Однако мечту о причастности к кинематографу реализовал: многие замечательные фильмы приобрели дополнительную прелесть благодаря песням на стихи Танича, которые писали Ян Френкель, Никита Богословский, Оскар Фельцман и другие известные композиторы. В год 100‑летия со дня рождения поэта вспоминаем его лучшие кинохиты.

«Большая перемена»

В 1972 году состоялся первый показ 4‑серийной кинокомедии «Большая перемена» режиссера Алексея Коренева. Целое созвездие прекрасных артистов, от Михаила Кононова до Ролана Быкова и Льва Дурова, уже обеспечивало фильму успех, но советское кино не жило без песни. У Коренева дела шли плохо, его фильмы по большей части запрещали и клали на полку, еще одна неудача поставила бы крест на его дальнейшей работе. Выручил друг, режиссер Марлен Хуциев, который обратился с просьбой к Таничу — поддержать хорошего человека. Тот был уже известным песенником, его «Черного кота» распевал весь Советский Союз. Музыку к «Большой перемене» делал композитор Эдуард Колмановский.

Текст песни «Черное и белое» рождался в муках. Танич застопорился на первой строке: «Мы выбираем, нас выбирают…», а дальше, сколько ни бился, рифма не шла, смысл не складывался. Три четверостишия поэт вымучивал не одну неделю, но вот наконец песня была готова. 

По сценарию петь и играть на гитаре умел герой Александра Збруева — Ганжа, однако сам артист не имел ни слуха, ни голоса. Зато любила потешить коллег исполнением романсов Светлана Крючкова, которая чуть не упала в обморок, когда оказалось, что тест на вокальные данные ей предстоит проходить у Танича и Колмановского.
Романс под названием «Черное и белое» режиссера не впечатлил — ему хотелось чего‑то более сложного и серьезного, чем простые слова под непритязательный гитарный аккомпанемент. Но Танич и Колмановский убедили Коренева: именно такая песня понравится зрителю. И оказались правы: «Мы выбираем, нас выбирают…» мгновенно стала настоящим народным хитом.

«Жили три холостяка»

«Ни к чему в рассветный час // Соловьи будят нас…» — этими словами Михаила Танича, положенными на музыку композитором Никитой Богословским, открывается комедия‑мюзикл Михаила Григорьева, премьера которой прошла 30 декабря 1973 года на 1‑й программе Центрального телевидения. Фильм рассказывает историю трех молодых аспирантов (актеры Владимир Носик, Всеволод Абдулов и Марк Поляк), которые отправляются в дальнюю экспедицию и клянутся оставаться холостяками, чтобы семейная жизнь не отвлекала от науки. Однако девушки не дремлют!


Все песни для этой комедии — легкие, веселые, иронические — написаны Таничем, он также подсказал режиссеру несколько сюжетных ходов, а своего друга Никиту Богословского умудрился внепланово зазвать в кадр и усадить за рояль в одной из сцен.

Для распития напитков,
Убивающих талант,
Двум ученым аспирантам
Нужен третий аспирант… 

— хулиганские строчки Танича мгновенно разошлись по институтам и экспедициям, став популярными у ученой братии. Актер Всеволод Абдулов, чьим голосом, кстати, восхищался великолепный Высоцкий, в кадре поет сам, как и Светлана Крючкова. Кроме того, режиссер пригласил профессиональных исполнителей — Олега Анофриева, Валентину Толкунову, Иосифа Кобзона и участников ансамбля «Самоцветы». А мы по‑прежнему готовы пересматривать кино, распевать про страну Пингвинию и в компании друзей повторять любимые куплеты:

Мальчишеское братство неразменно
Hа тысячу житейских мелочей!..

«По секрету всему свету»

Вышедший в 1976‑м фильм «По секрету всему свету» (экранизация популярных «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского) подарил нам сразу три музыкальных хита. На пластинках появилась песня «На дальней станции сойду» в исполнении Геннадия Белова, а копилка детских песен на веки вечные пополнилась двумя бодрыми мелодиями: «По секрету всему свету» и «Когда мои друзья со мной». В картину, которую снимал на «Беларусьфильме» режиссер Игорь Добролюбов, пригласили Танича и композитора Владимира Шаинского. Всенародно любимый классик детской эстрады не подвел, как не подвело и ироническое перо Танича:


Ля‑ля‑ля, жу‑жу‑жу,
Ля‑ля‑ля, жу‑жу‑жу,
По секрету всему свету,
Что случилось, расскажу…

Записать песни доверили Большому детскому хору под управлением Владимира Попова. Кто же не помнит «Песню‑77» и круглощекого мальчугана Диму Голова, который со смешинками в глазах старательно выводил:

На медведя я, друзья,
Выйду без испуга,
Если с другом буду я,
А медведь без друга!..

«Берегите женщин»

В 1981 году зрители увидели фильм «Берегите женщин», в котором снялась актриса Светлана Пенкина, — в этом же году она вышла замуж за Владимира Мулявина и оставила кино. Но картина интересна не только этим: история буксира «Циклон» с командой из девушек, которые дружат с самодеятельным ансамблем «Девятый вал», состоящим сплошь из парней, — первая киноработа композитора Юрия Антонова, пополнившая золотой фонд эстрады добрым десятком популярных песен. Тексты для Антонова в этом фильме писали и Илья Резник, и Леонид Фадеев, и Олег Жуков. А еще — Михаил Танич, которому принадлежат слова знаменитого суперхита «Не забывай»:


Если любовь не сбудется,
Ты поступай, как хочется,
И никому на свете
Грусти не выдавай.
Новая встреча — лучшее
Средство от одиночества,
Но и о том, что было,
Помни, не забывай…

«Белые Росы»

Режиссура Игоря Добролюбова, сценарий Алексея Дударева, в ролях Всеволод Санаев, Николай Караченцов, Михаил Кокшенов… «Белые Росы» и сегодня остаются визитной карточкой «Беларусьфильма» и самой кассовой картиной белорусского кинематографа, которую посмотрело в прокате 36,1 миллиона человек по всему СССР. А пару лет спустя на пластинках фирмы «Мелодия» появилась запись мгновенно полюбившейся песни в исполнении Караченцова:


Я ходил по белу свету,
Знался с умными людьми.
Счастье есть — 
а счастья нету,
Есть любовь — 
и нет любви…

Композитор Ян Френкель обратился к фольклорному жанру: страдания — разновидность лирической частушки, в которой трогательное тесно переплетается с комическим. Михаилу Таничу подобный подход был близок, а на образ непутевого Васьки Ходаса, которого играл Караченцов, песня легла как родная. «Страдания» стали настолько популярны, что сам Ян Френкель однажды не удержался и спел их публично. А на «Песне‑84» — смотре самых популярных композиций прошедшего года — со «Страданиями» выступили ансамбль «Верасы» и Александр Тиханович.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter