Телеведущая Елена Насачева – о прямых эфирах, семье и искателях легкой наживы из 2020-го

Елена Насачева: «Доверие ни за какие деньги не купишь»

У ведущей «Панорамы» на «Беларусь 1» Елены Насачевой с телевидением продолжительный роман. В эфире больше четверти века, а работа по-прежнему вызывает огромное удовольствие. Каждое прямое включение для нее как маленькая жизнь, которую проживает заново.


— Елена, в одном из интервью вы признались, что о профессии телеведущей мечтали с детства. И с малых лет считали, что люди, которые подают информацию с экрана, влиятельны и всемогущи. Спустя годы резонно спросить: так же трепетно относитесь к своей профессии?

— Как сейчас помню: 1997 год, тоже осень. Начала работать в качестве автора и ведущей в молодежной редакции Белтелерадиокомпании. Годы пролетели стремительно… Если говорить о работе в прямом эфире, то да, отношение к тому, чем я занимаюсь, по-прежнему вызывает и трепет, и кайф, и любовь, и страсть. Чувства не угасли. Пожалуй, это мой самый продолжительный роман! Прямой эфир как маленькая жизнь, которую проживаешь каждый раз заново. И этот «каждый раз» неповторим, а зачастую и непредсказуем. Другое дело, взрослея, избавляешься от иллюзий (это если говорить о всемогуществе людей с экрана) — осознаешь свои ограничения и научаешься их принимать в себе.

— Вещаете с экрана главные новости страны и мира. Каково это — постоянно быть в курсе всех событий и объективно их доносить зрителю?

— Ориентироваться в информационной повестке — составляющая работы и часть жизни. Это как дышать. Поскольку наши ведущие суфлер себе готовят сами (что напишешь, так и скажешь в эфире), то вариант наподобие «сегодня я работаю, поэтому отслеживаю новости, анализирую, как отрабатывают тему коллеги и альтернативные источники, а завтра у меня выходной», не подходит. Это равносильно тому, как если задержать дыхание на сутки. Сколько человек может прожить без кислорода? Считаные минуты! Дальше — гипоксия. Так и здесь. Задержал дыхание — отдышись! Благо современные технологии дают возможность быть в курсе событий в комфортном режиме.

— Вас не единожды признавали лучшей ведущей информационно-аналитических программ. Тому подтверждение — заветная статуэтка «Телевершины». Как относитесь к победам?

— Это приятно, что лукавить. Но всегда говорю: телевидение — командная работа. И если ты в своем деле признан лучшим, то во многом благодаря людям, с которыми работаешь и чей труд зачастую не столь очевиден зрителю. Уровень телевидения с каждым годом повышается, как растет и конкуренция за телеаудиторию. Почил на лаврах, забронзовел на пьедестале своего тщеславия — потерял зрителя и остался далеко позади. Позади… себя самого.  
Ведь, как мне кажется, самые большие и трудные победы — это победы над самим собой. Они не всегда громкие, не всем заметные, но очень важные для тебя. 
— Для нашей страны 2020 год выдался сложным, зато помог выявить искателей легкой наживы, лжепатриотов, предателей государственности. На телевидении тоже такие нашлись, а потом прибегали каяться. Ваши чувства к таким «коллегам»?

— Не скрою: тогда это было удивление на грани шока. Не берусь судить — каждый по жизни идет в своих башмаках. Но если ты претендуешь на внимание аудитории и формируешь ее мнение — как минимум должен быть последователен в своих действиях. То же самое касается и взглядов. Периодически делать ревизию своих воззрений — нормально. Но ревизия — это не про то, что в один августовский день 2020 года ты вдруг проснулся и прозрел: все, что ты транслировал с экрана на протяжении энного количества лет, оказывается, не соответствует действительности, и ты просто «сливаешься» и больше не выходишь в эфир. Из этого я делаю два вывода: либо ты скверный профессионал, потому как за столько лет не сумел разобраться в положении дел, либо ты не очень надежный человек, как в той песне: «куда подует ветер — туда и облака…»  
В любом случае исход один: как только снимаешь с себя ответственность — теряешь доверие. Коллег, руководства, зрителей. А доверие, особенно в нашем деле, ни за какие деньги не купишь. Нарабатывается оно годами, теряется в мгновение ока. 
Но я вот к чему подвожу. Тогда, в 2020‑м, меня заинтересовал феномен: что заставляет выходить и часами стоять с цветами у проезжей части бабулю-соседку военных лет рождения, которая живет в престижном мегаполисе? Что превращает сверстников-однокурсников в жестких хейтеров (уж они в достаточно осознанном возрасте переживали и распад Союза, и голодные 1990‑е, есть с чем сравнить)? Что движет их родителями, ведь это поколение сполна прочувствовало все «прелести» советских времен, когда о свободе слова слыхом не слыхивали, главенствовал дефицит. Я уж молчу о молодых родителях поколения Z, которые, вопреки всякому рассудку, в эпицентр противостояния тащили младенцев. Что заставляет всех их — людей совершенно разного возраста, социального статуса, достатка — вести себя так, как в обычной жизни зрелые люди себя не ведут? Что всех их объединяет?


— Наверняка у вас есть свой вариант ответа на этот вопрос?

— В поисках ответа мне пришлось предметнее заняться психологией (в этом году даже диплом получила по одной из психологических модальностей). И знаете, что я для себя открыла? К цифре 70 % населения планеты стремится число людей, имеющих так называемый психотический уровень организации личности. Чтобы понятнее было: в психологическом плане это дети. А дети, как известно, не способны брать ответственность — им нужна взрослая «фигура», да и критическое мышление у них отсутствует. При этом по паспорту человеку может быть и 20, и 40, и 60 лет... Более того, такая «психотическая» часть есть абсолютно в каждом из нас. И это норма. Но активизируется эта часть именно тогда, когда возникают ситуации нестабильности, неопределенности, сродни той, что пытались извне организовать у нас в 2020‑м. И поэтому многие действительно повели себя крайне инфантильно, а впоследствии жаловались на помутнение рассудка. Только сожалеть можно об этом… 
Уверена, что эта особенность человеческой психики вкупе с «обшарпанной» методичкой — то, на что и делается ставка главных бенефициаров «цветных революций»…
— Вы создали не только успешную карьеру, но и семейный уют. Возвращаться домой, где любят и ждут, после насыщенной работы всегда приятно…

— С удовольствием еду на работу, с не меньшим удовольствием возвращаюсь домой — это правда. Лубочной картиной семейной идиллии не поделюсь, с отцом детей развелись в 2013‑м. Спустя какое-то время сын стал жить с папой, дочь со мной. Сейчас Наташе — 16 и Жене 14 лет. Возраст непростой: когда-то нужна поддержка, когда-то самостоятельность — учимся выстраивать доверительные отношения. Наташа очень целеустремленна: и «бомбические» десерты печет, и на ринге «жару задает». Буквально на днях победила в турнире MINSK OPEN памяти В. Ботвинника и завоевала разряд КМС по боксу. Женя катается на велосипеде, плавает, занимается в тренажерном зале. Он отличный рассказчик — восхищаюсь его умением вовлечь в тему. Очень теплые отношения у меня с мамой. Хоть и живем в разных городах, но всегда поддерживаем друг друга. Мама для меня не только самый близкий и любимый, но и самый надежный человек. Папы, к сожалению, не стало в 2016 году.

— В одном из интервью отметили: гениальность в простоте. Перефразируя Николая Заболоцкого, что для вас есть простота и почему ее обожествляют люди?

— Для меня это не обесценивание, снижение значимости чего-либо, а скорее наоборот: «выжимка», концентрация сути. А познать суть вещей — это ли не божественный дар?! В школе у меня была любимая учительница по химии Нина Антоновна. Очередную новую тему, которая могла звучать, как, например, «Электролитическая диссоциация» (с первого раза и выговорить-то непросто), она начинала так: «Ребята, смотрите, как все просто…» И дальше понятными словами буквально на молекулы, на атомы раскладывала сложные понятия, термины, причинно-следственные связи. Считаю, это и есть талант. А может, и гениальность.
Кстати, работа в «информации» построена по этому же принципу. Классический хронометраж сюжета (1 минута 30 — 1 минута 50 секунд) априори требует четкости и ясности в изложении темы. За кажущейся простотой, как правило, всегда стоит титанический труд, скрытый от зрительского глаза.
basikirskaya@sb.by

Фото предоставлены пресс-службой Белтелерадиокомпании.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter