Как брестские поисковики определили координаты крушения самолета?

Экипаж из 1944-го

Они находят тех, кого, казалось бы, похоронила история. Настойчиво изучают архивы, конспектируют наводки-воспоминания старожилов, опираются на советы экспертов. Они — участники брестского историко-патриотическо-технического отряда «Авиапоиск». За пять лет работы ребята установили места падения пяти советских самолетов и начали работу по увековечению имен 21 погибшего летчика. В октябре статус «погиб» обрели трое членов экипажа самолета Пе-2, с 1944 года числившиеся пропавшими без вести. Как брестские поисковики определили координаты крушения самолета? Какую роль в этой истории сыграл поисковой отряд из Татарстана? Все это выяснила «Р».


Фотографию экипажа в Брест передали по электронной почте из Татарстана родные погибшего ШАМАЛУЕВА.

…Мысленно перенесемся в район улицы Влодавской в Бресте. Она находится между бывшими деревнями Бернады и Гершоны, которые в 2007-м вошли в  городскую черту. Нам эта географическая точка интересна тем, что в 1976 году учащиеся Гершонской средней школы установили здесь памятник неизвестным летчикам. Постоим, помолчим минутку у выкрашенного в синий цвет обелиска «Неизвестному экипажу советского самолета, погибшему при освобождении Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944-го».

Заметное оживление вокруг бетонного паруса началось, когда деревни присоединили к областному центру, а обелиск передали на баланс КУП «Брестское специализированное предприятие». Его отремонтировали, мемориальную доску заменили на новую, а в 2011-м брестский горисполком собирался даже увековечить имена погибших летчиков. Основанием для этого послужила информация на погибший в мае 1944 года в этом районе экипаж советского самолета. Она поступила из Управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Минобороны. Примерно в это же время на городские власти вышел отряд поисковиков-добровольцев «Авиапоиск», предложивший все-таки провести подъем самолета, чтобы установить наверняка имена членов экипажа. Кто были эти люди?

Основа поискового отряда «Авиапоиск» — это семь жителей Бреста, неравнодушных к судьбам погибших в годы ВОВ летчиков. Организовались энтузиасты в 2011 году, когда Владимир Бухта-младший вместе с отцом, благодаря рассказам знакомых, обнаружили в Малоритском районе Брестской области сбитый советский самолет. «Мы понимали, что если найдем первый самолет, на этом наша работа, скорее всего, не закончится, — рассказывает Бухта-старший. — Так оно и получилось: в обломках самолета были найдены останки летчика». К работе подключились друзья Юрий Тарасевич, Илья Горин, Денис Суходольский, Валентин Бельчук и Борис Галанин.


Отряд «Авиапоиск» (Фото из архива Владимира БУХТЫ).

О методах работы ребята рассказывают неохотно: хватает в наше время и чернокопателей, которых искать сбитые самолеты толкают меркантильные побуждения. Да, ведется работа с архивами, имеет место переписка с представителями подобных организаций, разбросанных по всему постсоветскому пространству. Достаточно большую роль на подготовительном этапе играют воспоминания местных жителей:

— О падении самолета возле Бернад рассказала моя знакомая, ее мама работала учительницей в гершонской школе, — уточняет Владимир Константинович. — Она помнит, как директор этой школы, будучи военным летчиком, узнал о координатах крушения самолета и попытался со школьниками-энтузиастами раскопать это место. 

Но те, кто хоть однажды бывал на подобных раскопках, знает: лопатой тут не обойтись. Скорее всего, поэтому попытка директора не увенчалась успехом. Ребята из «Авиапоиска» попросили старожилов показать место.То были три углубления, густо поросшие травой: одно — от удара кабины, а другие две, что поглубже, — от двигателей. Владимир Бухта начал собирать информацию, но во время очередного визита на место крушения обнаружил, что здесь уже ведутся раскопки.


Все, что ребята находят на раскопках, передается в музей мемориального комплекса «Брестская крепость-герой».

Машина с эмблемой поискового отряда из Татарстана в Бресте появилась в районе Бернад по той же причине, что и Бухта: искать самолет. Тогда, в 2011-м, совместные раскопки татарстанцев с нашим 52-м отдельным специализированным поисковым батальоном были проведены частично. По обнаруженным частям специалисты поняли, что наткнулись на самолет Пе-2. 

Через четыре месяца из Татарстана в Брестский горисполком пришла аналитическая справка, основанная на немецких и советских документах, о гибели двух экипажей летом 1944 года. Брестские поисковики выехали на предполагаемое место падения второго самолета, найдя его опять-таки благодаря рассказам местных жителей. «Уйдя на глубину 2,5 метра, мы поняли, что это не Пе-2, а еще один совершенно другой самолет — Ил-4! То есть мы неожиданно нашли еще один самолет», — вспоминает Бухта. 

Чтобы определить состав экипажа Пе-2, нужно было знать номер двигателя или серийный номер самолета. Технику предоставило КУП «Брестское дорожно-эксплуатационное предприятие». А сами раскопки возглавлял 52-й отдельный специализированный поисковой батальон при участии отряда «Авиапоиск». В поисках пяти заветных цифр ребята ушли на глубину 7,5 м. Владимир Бухта объясняет: «Номер на двигателе ставится в таких местах и на таком материале, что уничтожить его достаточно сложно. Когда фрагменты самолета попадают глубоко в глину, то достаешь их, как новенькие». Так оно и получилось.

Главный специалист сектора культуры отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Брестского горисполкома Алла Кондак рассказывает «Р» о планах: 

— На этом воинском захоронении в ближайшее время будет заменен памятник и установлен гранитный обелиск с мемориальной плитой и портретами погибших — Николая Бирюкова, Сергея Бараненко и Григория Шамалуева. 

А в это время брестский отряд «Авиапоиск» продолжает сбор информации. Только по Брестскому району поисковикам известны места падения около 20 самолетов. Ребята уверены: летчиков, без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны, быть не должно. Мы обязаны увековечивать память, чтобы у каждого пока безымянного героя появился кусочек земли, куда родные и просто неравнодушные люди приносили бы цветы.

Что сказали архивы

От поисковиков Татарстана получены сведения Подольского архива на погибший экипаж самолета Пе-2 72-го Петрозаводского разведывательного авиаполка 6-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта. Летчик лейтенант Бирюков Николай Иванович, 1922 г.р., уроженец Орловской обл.,  Ливенского р-на, с. Агорожны. Кадровый офицер, в Красной Армии с 8 января 1941 г. Штурман лейтенант Бараненко Сергей Яковлевич, 1922 г.р., уроженец Черниговской обл., Батуринского р-на, с. Куроутовка. Воздушный стрелок-радист старшина Шамалуев Григорий Григорьевич, 1916 г.р., уроженец Карело-Финской АССР, Беломорский  р-н, с. Нехча.

Воспоминания очевидцев о крушении Пе-2

Люди видели, что днем летал советский самолет, видели, как  его обстреливали два немецких истребителя. Немцы окружили  место крушения и двое суток что-то там делали, никого не подпуская. Так как это был самолет-разведчик, скорее всего, они искали камеры, на которых была важная информация. Когда немцы уехали, местные жители обнаружили множество листовок на немецком языке. На краю ямы, образовавшейся от удара самолета, лежали останки летчиков. Членов экипажа похоронили в двух метрах от воронки. До 1976-го это был просто холмик.

hanna.petrachenka@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter