Новшества для белорусских и российских туристов, путешествующих за рулем

Едем и едим

Число автотуристов в России, по сведениям Российского союза туриндустрии (РСТ), достигает 42 миллионов человек. Велик потенциал автотуризма и в Беларуси. В обеих странах вопросы развития этого сегмента туротрасли вышли на государственный уровень. Автотуристам нужны в первую очередь комфорт и безопасность. Что сегодня ждет их на трассах в Беларуси и России, выясняли наши корреспонденты.

Большинство автотуристов путешествуют семьями, и вопрос качества придорожной инфраструктуры для них не праздный.
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ

КАК В РОССИИ

В прошлом году в России 22 миллиона туристов путешествовали на своих автомобилях, останавливаясь по пути в гостиницах и мотелях. Для многих неприятным открытием стало низкое качество придорожной инфраструктуры, а зачастую даже полное ее отсутствие.

Речь идет о качестве дорог, наличии мотелей, автостоянок, а также развитии системы навигации. Автотурист должен знать, через какое расстояние будет АЗС, кафе, пункт технического обслуживания и шиномонтажа, придорожный отель, место для отдыха с чистыми туалетами... А ведь среди автотуристов есть и те, кто передвигается с прицепами и автодомами. По данным комиссии РСТ по кемпингам, глэмпингам и некапитальным объектам размещения, число караванеров в России выросло за последние годы с 200 до 30 тысяч человек.

Еще одна многочисленная категория автотуристов — путешествующие группами на автобусах. Они тоже вправе рассчитывать на комфортную поездку. В мае 2023 года Президент России Владимир Путин поручил правительству разработать и утвердить концепцию развития автомобильного туризма. В поручении речь шла о пилотных проектах на двух участках федеральных трасс — «Россия» (Москва — Санкт-Петербург) и «Восток» (Москва — Казань). Они самые востребованные, число автотуристов на этих направлениях постоянно растет. В Санкт-Петербурге, например, число гостей на автотранспорте в 2022 году выросло с 2,2 до 3,6 миллиона человек. Что касается трассы до Казани, то в 2022 году этот город посетили 3,7 миллиона человек, этот показатель на 12 % больше, чем годом ранее.

Кто же он, российский турист, путешествующий за рулем авто или на мотоцикле?

По данным Аналитического центра НАФИ, это мужчина от 18 до 44 лет с доходом средним и выше среднего. Чаще всего такие туристы совершают поездки всей семьей или с друзьями (96 %), берут с собой детей (63 %). Каждый второй путешественник совершал поездки в группе с другими туристами на нескольких автомобилях. Большинство опрошенных (81 %) предпочитают ездить по маршрутам, которые хорошо знают. Но 68 % заявили, что готовы осваивать и новые маршруты.

Цели путешествий самые разные. Большинство (76 %) едут ради отдыха на природе, однако экскурсионно-познавательные поездки (75 %) и гастрономические туры (74 %) тоже никто не отменял. Каждый второй путешественник ездит по стране, чтобы посетить мероприятия и праздничные события (52 %), а 29 % участвуют в экстремальных турах по труднопроходимым дорогам.

— Нужно учитывать интересы любых путешественников. Это касается и мототуристов, которых, между прочим, 2 миллиона 300 тысяч человек. Это касается и лиц с инвалидностью — у нас 1,3 миллиона таких водителей.
Автодомов в России зарегистрировано около 20 тысяч штук. Путешествие в собственном автодоме тоже набирает популярность,
— уверен Сергей Лобарев, президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга.

Одной из проблем автотуризма является не только недостаточный придорожный сервис и малое количество мест для комфортной стоянки, но и отсутствие сертификации придорожных кемпингов, считает Сергей Лобарев. Туристам нужны безопасность и качество обслуживания. Экстрим должен уйти в историю.

Ассоциация автомототуризма предложила классифицировать маршруты, присваивать звезды кемпингам по аналогии с отелями. 

— Часто кто-то ставит своему кемпингу оценку пять звезд, но при этом туалет — на улице, а емкостей для слива грязной и использованной «серой» воды — вообще нет. Автотурист должен знать предсказуемые объекты придорожного сервиса, в том числе кемпинги, потому что это безопасность и уверенность в поездке, — говорит Сергей Лобарев. — Если будет качество и безопасность в местах остановок, то люди с удовольствием поедут по стране.

Развитие автотуризма предполагает, что будут учтены интересы всех путешественников.

КАК В БЕЛАРУСИ

ПОПУЛЯРНОСТЬ автопутешествий по своей стране вышла в Беларуси на новый виток после прохождения пика пандемии коронавируса. А путешествовать есть кому: в 2022‑м на 1000 жителей в Беларуси приходилось 323 легковых автомобиля. А у заядлых туристов автомобили «укомплектованы» еще и своей «дачей на колесах».

Арендовать авто за последние годы также стало проще. Лучше всего для путешествий услуга традиционного проката машин. Она предусматривает заключение договора с оплатой при наличии паспорта, среди дополнительных условий — достижение клиентом 19 — 20‑летнего возраста и наличие 1 — 2‑летнего водительского стажа. Аренда авто эконом-класса на 1 — 2 дня при пробеге не более 350 км в сутки стартует от 60 белорусских рублей (1850 российских). Второй вариант — каршеринг. Подобных сервисов в республике несколько, но условия у них практически идентичные. Возраст — с 18 лет, стаж — любой. Устанавливаете приложение и регистрируетесь. Стоимость услуги зависит от того, являетесь ли резидентом Беларуси или нет, а также от стажа вождения и выбранной модели. Тарифы у различных сервисов также примерно одинаковые — ориентировочно от 0,4 белорусского рубля за минуту. Абонемент на 200 минут плюс 40 км предлагается за 27 белорусских рублей (830 российских), суточный — за 40 (1230). За километраж, разумеется, оплата отдельная. Как заявляют в одном из сервисов, количество случаев аренды за последние три года работы выросло более чем в 10 раз.

Путешествовать по Беларуси безопасно. Автомобили здесь угоняют нечасто. По данным МВД, в 2022 году в стране таким посягательствам подверглись лишь 689 машин, причем 678 из них были обнаружены правоохранительными органами. Чаще всего преступники обращали внимание на «Фольксвагены» и «Лады». Что касается краж из авто, то они, как уверяют стражи порядка, чаще происходят из-за беспечности владельцев. К слову, в пиковые для автопутешествия летние месяцы сотрудники ГАИ в профилактических целях активно патрулируют территории вблизи мест массового отдыха.

Для автотуристов специалисты отрасли за последние пару лет разработали массу маршрутов, существенно отличающих от того, что предлагают путешественникам в составе организованных групп на автобусах. К примеру, в ходе двухдневного тура «Легенды и были Озерного края» предлагается преодолеть расстояние 680 км и посетить 11 населенных пунктов, где гостей ждут памятники архитектуры, религиозные святыни и другие интересные объекты, остановка на ночлег — на берегу самого крупного в стране озера Нарочь. Разработчики таких маршрутов учитывают наличие на пути не только достопримечательностей, но и живописных пейзажей, а также локаций с активными развлечениями. Буклеты с предлагаемыми вариантами путешествий автотуристам готовы предложить во всех региональных туристических информационных центрах, координаты которых есть на портале Национального агентства по туризму (https://www.belarustourism.by/). Там же размещен календарь фестивалей, праздников и других мероприятий, рекомендованных к посещению путешественниками.

Спрос автотуристов на качественные дороги находит понимание в Министерстве транспорта и коммуникаций. Здесь планируют к концу 2024‑го привести в надлежащее состояние всю республиканскую сеть дорог, а к концу пятилетки — и местную. В 2023‑м активные работы проводятся на участках от Минска в сторону древнего Полоцка. Кроме того, начат капремонт трассы от Полоцка до границы с Россией, его планируется завершить в следующем году. Продолжается строительство точек придорожного сервиса с объектами санитарной инфраструктуры. Что касается ориентирования водителей на местности, то путь к местам притяжения внимания путешественников в Беларуси традиционно обозначается знаками «Достопримечательность» на синем и коричневом фоне с указанием направления и расстояния до объекта.

Тарас Фомченков

taras@rg.ru
 

Александр Нестеров

nesterov@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter