Привкус «цветных революций»: французский май 1968-го

Дважды розовая. Часть 1-я

Как проанглийская ось Помпиду закружила процветающую страну в вакханалии революционного угара

Мы продолжаем международный проект «Привкус «цветных революций», организованный Аналитическим центром ЕсооМ совместно с издательским домом «Беларусь сегодня». Десятки ведущих политологов, аналитиков и публицистов из более чем 20 стран мира представляют свое видение феномена «цветной революции», прочно вошедшего в мировую политику и разрушившего прежнюю картину мира. Что из себя он представляет, каким ему может быть противоядие и отчего этот феномен, отточенный на десятке различных государств, оказался несостоятельным в Беларуси — поискам ответов на эти и другие актуальные вопросы современности и посвящен «Привкус «цветных революций». Сегодня — наш первый из двух рассказов о некоторых итогах «дважды розовой революции» во Франции.

Май-68 во Франции. На пути к эскалации.

Франция-68: от процветания к саморазгрому

Почти все наблюдатели событий мая 1968‑го говорят о неожиданном и плохо организованном восстании. Более того, движение было парадоксальным: оно было впечатляющим, с 10 миллионами демонстрантов по всей Франции, но длилось всего несколько дней и полностью угасло в конце мая. С другой стороны, в стране, где просоветская Французская компартия в то время представляла 20 процентов голосов, студенческое движение было антисоветским и крайне левым. Последствия мая-68 весьма глубоки, они убили великую амбицию де Голля в тот момент, когда она должна была реализоваться, и изменили политическое и культурное поведение французской элиты, а затем и значительной части населения на следующие полвека.

Франция в 1968 году была процветающей страной, где никто не ожидал революции. Она являлась страной сильного экономического развития и роста, в ней не было безработицы, профессиональная интеграция была обеспечена для всех. Но развитие сопрягалось с глубокой и очень быстрой трансформацией общества, прежде всего с исходом из сельской местности и приходом на фабрики огромных масс людей. С другой стороны, Франция все еще ощущала как последствия алжирской войны, так и военных и идеологических сражений во Франции — за и против независимости бывших французских колоний.

Кризис мая 1968-го случился на фоне десятилетия беспрецедентного экономического роста. Но сформировавшееся потребительское общество усилия государства не оценило — и вышло на улицы.

Это привело к высокому уровню политического насилия и склонности молодежи к экстремизму. В 1968 году общественное мнение взволновал новый вопрос: война во Вьетнаме. Во Франции противостояли просеверовьетнамские крайне левые и проюговьетнамские и проамериканские крайне правые, в то время как де Голль хотел организовать мирные переговоры. Наконец, 1968‑й — время противостояния просоветских и прокитайских сил.

Внутренние политические силы

Шарль де Голль начал свою карьеру в качестве военного атташе в Варшаве. Поэтому он скорее дипломат и политик, специализирующийся на разведке. Этим объясняется его исключительная политическая карьера. Во время Второй мировой войны возглавил Сопротивление и восстановил суверенитет Франции и международный статус страны путем переговоров в 1944 — 1945 гг. Управлял Францией до 1946 года и исчез с установлением Четвертой республики, в которой доминировали центристы и социалисты.

Вернулся к власти в 1958‑м в условиях военного путча во французском Алжире и положил ему конец. Затем создал Пятую республику в соответствии со своей концепцией президента с широкими полномочиями, который ставит перед собой основные задачи и является гарантом национального суверенитета и власти. В 1960‑х де Голль возглавлял богатую страну и смог проводить великую международную политику, которая восстановила бы лидирующий статус Франции. Он предоставил независимость Алжиру, чтобы положить конец беспорядкам, а также большинству французских колоний, с которыми он установил новые связи. Его долгосрочной целью было сделать Францию третьей по величине политической, экономической и военной державой в мире.

Президенты де Голль и Кеннеди.

Эта цель была вполне реальной: ФРГ и Япония зависели от США, Великобритания находилась в упадке, КНР слишком бедна. Де Голль провел очень искусную промежуточную дипломатию. В 1964‑м он сблизился с КНР; провозгласил свое отдаление от США и покинул объединенное командование НАТО (1966 год), не выходя из этого альянса. Он даже осмелился напрямую обратиться к СССР, чтобы изменить баланс своей дипломатии, разработал свою ядерную бомбу, чтобы освободиться от «зонтика США». Начал новую арабскую политику и дистанцировался от Израиля, осудив его в 1967‑м.
Наконец, выступал против идеи долларового стандарта и хотел восстановить золотой франк, который стал бы мировой базовой валютой, как в 1914 году. Таким образом, де Голль готовил полное восстановление исторических амбиций Франции в Европе и мире.
Партия UDR («Союз демократов за Пятую республику») — политический ансамбль, собравшийся вокруг Шарля де Голля и состоявший из набора разных сил: левых и правых бойцов Cопротивления, большого числа консервативных оппортунистов. В 1968 — 1969 годах возникло сильное внутреннее противостояние между правыми голлистами (в большинстве) во главе с Помпиду и Шираком, а также левыми голлистами (в меньшинстве). Эта оппозиция стала весьма заметна в мае 1968‑го, когда левые голлисты постоянно нападали на правительство Помпиду, которое не слушало их по социальному вопросу. Они даже частично поддержали демонстрантов и призвали де Голля к прямым действиям.

Эти левые люди принесли с собой идею «участия»: панкапитализма, который бы положил конец классовой борьбе, превратив каждого рабочего в собственника части средств производства предприятия и в его акционера, тем самым превратив в капиталиста. Это привело бы к всеобщему обогащению и укреплению национальной независимости, устранив при этом корни коммунистической и левой оппозиции. В июне 1968‑го в контексте происходящих событий Шарль де Голль решил, что пришло время применить это «участие». Таким образом, левые голлисты получили четыре министерства в правительстве с июня 1968-го по июнь 1969 года. Однако вновь против генерала и этой группы выступило правое крыло UDR, а также Компартия, социалисты, центристы, крупные боссы и сенат (поскольку «участие» предполагало его упразднение). Сам же проект был сложным для понимания населением. В итоге де Голль проиграл референдум об «участии» в 1969 году — тогда он начинал проводить великую социальную политику.
Парадоксально, но май-68 и приход к власти Помпиду породил возврат к старым консервативным правым в соответствии со «стратегией напряженности». Настоящим же революционером был именно Шарль де Голль.
Жорж Помпиду назывался «тайным советником между де Голлем и Ротшильдом». Он был не избранным политиком, а амбициозным профессором грамматики, который специализировался на написании речей для Шарля де Голля и постепенно стал влиятельным секретарем. Но Помпиду был также финансистом: благодаря своим друзьям (финансисту Рене Фийону) с 1953 по 1962 год он работал в международном банке Ротшильда, который представлял международные финансовые интересы, сосредоточенные также в Лондоне. У Ротшильда он был управляющим Transocean Commercial, который включал S.A.G.A. (франко-африканский и франко-английский морской транспорт) и нефть Сахары. Помпиду вел переговоры с англосаксонскими нефтяными и горнодобывающими компаниями, заботился о железорудных рудниках Мавритании. В те годы компания Ротшильда была, по сути, африканской горнодобывающей группой, причем в нее в значительной степени проникли британские металлургические группы. Банк также управлял активами членов Английского двора. Поэтому Помпиду и его коллеги были настроены проанглийски, в то время как де Голль — антианглийски.

Жорж Помпиду. В январе 1973 года он будет представлять Францию на советско-французских переговорах в Минске.

Май-68 стал решающим моментом: именно Помпиду прежде всего взял на себя руководство событиями, а не де Голль, который уехал в ФРГ искать поддержки СССР, которая была необходима, но должна была оставаться тайной. Де Голль хотел применить силу против демонстрантов, в то время как Помпиду хотел вести переговоры, и его точка зрения возобладала. Но именно де Голль действительно хотел добиться прогресса в социальном вопросе, а Помпиду поставил его на тормоз. А когда де Голль объявил в июне референдум за или против своей новой политики «участия», Помпиду тут же предложил свою кандидатуру, чтобы заменить его, если генерал проиграет.
Это было серьезное политическое предательство, поскольку он не был избранным должностным лицом и всей своей карьерой был обязан де Голлю. Жорж Помпиду предстает как победитель мая-68 и как тот, кто похоронил великие амбиции де Голля. Он вернул Францию в евроатлантический проект, который в конечном итоге утопил ее политический потенциал.
Народно-республиканское движение — французские христианские демократы, представляющие собой третью политическую силу Франции после UDR и социалистов. Их лидеры (Р. Шуман, А. Похэр и К. Лекануэ) среди прочего стремились к созданию федералистского и наднационального Евросоюза свободной торговли, то есть прямо противоположного тому, что хотел создать де Голль. Поэтому в 1962‑м они окончательно порвали с генералом и перешли в оппозицию, а три года спустя были публично высмеяны де Голлем, не терпевшим их европеистскую идеологию. В мае 1968‑го они заняли выжидательную позицию, но уже спустя год активно боролись против голлистского проекта «участия» и реформирования сената, председателем которого долгое время был Поxэр.

Объединенная социалистическая партия PSU. Пятая республика была основана Шарлем де Голлем в противовес Четвертой республике, которой управляли в основном социалисты. Левые проводили колониалистскую политику (Индокитайская война, Алжирская война) и подчеркнуто англо-американскую дипломатию в дополнение к принятию экономической и финансовой зависимости от этих держав. Известно, что члены партии получили зарплату от ЦРУ. Один даже пообещал США, что нейтрализует Компартию Франции и отменит французскую программу ядерной бомбы.

Компартия и Генеральная конфедерация труда CGT. КПФ являлась одной из доминирующих партий во Франции и представляла основную часть французского рабочего класса. Она была просоветской и играла парадоксальную роль в мае 1968 года. Хотя революционные события частично захлестнули партию и ее профсоюз CGT, они контролировали демонстрации рабочих и старались как можно быстрее успокоить их, чтобы не потерять контроль над ситуацией и следовать политике сближения Франции с СССР. Их отношения со студенческим движением были весьма напряженными и враждебными.

Студенческие группы. Маоисты были представлены Союзом молодых марксистско-ленинских коммунистов (UJC-ml), выступавшим за сближение с рабочими. Троцкисты образовывали три группы: Международную коммунистическую организацию OCI — милитаризированную оппортунистическую группу; столь же милитаризированную гедонистическую Революционную коммунистическую лигу и группу «Tрудовая борьба». Все они были авторитарны, демонстрировали словесное и физическое насилие, несмотря на отсутствие огнестрельного оружия. Они систематически пытались ранить или убить полицейских брусчаткой или бутылками с зажигательной смесью, распространяли экстремистские брошюры. Кроме того, среди студенческих групп были анархисты, гедонисты или анархо-ситуационисты из «Движения 22 марта» Кон-Бендита.

Даниэль Кон-Бендит — ключевая фигура мая-68. Сын Эриха Кон-Бендита, немецко-еврейского юриста из Берлина, принимавшего самое активное участие в создании троцкистского 4‑го Интернационала в Париже в 1938 году. Родившийся в 1945‑м сын Даниэль стал настоящим космополитом. Появившись на свет без гражданства во Франции, он объявил себя гражданином ФРГ. В 1963‑м он посетил Израиль, где жил в кибуце и говорил, что не чувствует себя израильтянином, но поддерживает тесную связь с израильскими делами. Учился во Франции по стипендии немецких репараций, и именно тогда таинственным образом принял участие в мае 1968‑го. Уже в 1967 году он служил связующим звеном между троцкистами и немецким SDS, когда все они встречаются в Берлине. Стал известен среди членов SDS своей компетентностью в области организации демонстраций. Кон-Бендит исчез из французской политики сразу после мая 1968‑го и вновь вошел в политику ФРГ, будучи вовлеченным в крайне левые круги. В 1984‑м вступил в политическую группу «Зеленые», в которой представлял антисоветскую фракцию. В новейшее время стал депутатом Европарламента от ФРГ, участвовал в выборах во Франции в 1998 году, хотя не был гражданином Франции. Несмотря на систематические провокации и репутацию педофила, Кон-Бендит пользуется поддержкой французских СМИ, что доказывает его огромное влияние. Он стал гражданином Франции только в 2015‑м, чтобы иметь возможность участвовать в президентских выборах.

Даниэль Кон-Бендит и участники «Движения 22 марта» на факультете Нантера 10 мая 1968 года.

«Катангисты». Во время захвата Сорбонны и иных объектов, с которыми студенты не могли справиться, их «служба безопасности» обратилась к «катангистам» — банде безработных из пригорода Монтрëй, у которых было оружие (пистолеты, винтовки, гранаты, каски, пуленепробиваемые жилеты, сотни литров бензина для поджога и т.д.) и которой командовали бывшие наемники времен войны в Катанге (Конго, 1961 год), Корейской войны и французские спецназовцы из Алжира. Первоначально студенты пригласили их для борьбы с боевиками ультраправой группировки Occident, но на практике бандиты воевали не с Occident, а с полицией. «Катангисты» были устранены из движения и исключены из Сорбонны только 14 июня студенческой «службой безопасности», после изгнания они вновь занялись бандитизмом.

Союз немецких студентов-социалистов SDS. Эта революционная активистская группа, в которую входили многие бывшие солдаты, первоначально финансировалась Социал-демократической партией ФРГ, но отделилась в 1959 году. По словам его теоретика Б. Рабеля, SDS стремился дестабилизировать государство путем насильственных студенческих провокаций:
«Только провокация авторитарного государства со стороны студентов и яростная реакция полицейского аппарата создают предреволюционную ситуацию, которая разрушает идентификацию рабочего с авторитетом общества и идиому безопасности».
Жан-Поль Сартр и интеллигенция. Сартра можно считать одним из вдохновителей мая-68. Он был очень модным писателем шестидесятых, чье влияние преобладало в парижских салонах, а также в Великобритании, ФРГ, США. Он был богатым человеком с огромным числом поклонников, которыми он управлял вместе с феминисткой де Бовуар: подталкивал молодые круги парижской высшей буржуазии заявлять о своей «революционности», об интернационализме и либертарианстве. Как и Кон-Бендит, Сартр защищал общее расстройство нравов (секс, наркотики, насилие), которое имело конкретный политический аспект. Письмо деятелей, защищающих педофилию, в СМИ от 26 января 1977 года содержит подписи большинства действующих лиц мая-68, близких к Кон-Бендиту, включая Сартра.

Жан-Поль Сартр перед студентами Сорбонны 22 мая 1968 года.

ХРОНОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ

♦ 20 марта — студенты-активисты Нантера из троцкистского комитета «Национальный Вьетнам» арестованы полицией за поджог штаб-квартиры American Express. Студенты-мужчины занимают женское общежитие, формируется «движение 22 марта» под руководством анархиста Д. Кон-Бендита;

♦ 1 мая — волнения рабочих во Франции;

♦ 2 мая — крайне правыe боевики приезжают в Нантер сражаться с крайне левыми. Факультет Нантера закрывается;

♦ 3 мая — из Нантера 200 студентов отправляются в Сорбонну. Их арестовывает полиция и удерживает в течение нескольких дней. Затем приходят тысячи их друзей. Заключен союз между Кон-Бендитом и представителями троцкистских проф­союзов учителей и студенческого профсоюза UNEF;

♦ 10 мая — три студенческих лидера ведут переговоры с правительством. Последнее уступило по всем пунктам и объявило амнистию всем, кроме иностранцев (но Кон-Бендит — гражданин ФРГ). Отсюда отказ студентов, оккупация ими Латинского квартала, строительство баррикад. Население квартала помогает студентам. Ожесточенные бои между полицией и cтуденческими «службами безопасности»;

Май-68. Поначалу веселились… Начало конца благополучия Франции.

♦ 13 мая — перед лицом начавшихся волнений профсоюзы CGT, CFDT и FO призвали к всеобщей забастовке, что положило начало социальному движению. Премьер-министр Жорж Помпиду возвращается из Афганистана и призывает к амнистии, но уже слишком поздно: в Париже 500 000 демонстрантов. Страна парализована;

♦ 24 мая — Кон-Бендит выслан в ФРГ, ему запрещен въезд во Францию. По стране выступают 10 миллионов демонстрантов. Шарль де Голль предложил провести референдум;

♦ 25 мая — в Париже ночь беспорядков: к экстремистским движениям присоединяются группы «хайвэйменов» из пригородов. Помпиду говорит об «очевидной попытке начать гражданскую войну»;

♦ 30 мая — Шарль де Голль возвращается из поездки в ФРГ и объявляет о роспуске Национального собрания и выборах в июне. Демонстрация миллиона человек в его поддержку — символичный конец мая 68‑гo; 

♦ июнь — возобновление работ по всей Франции, сокрушительная победа голлистской партии UDR на выборах;

♦ 27 апреля 1969 года — на референдуме по вопросу реорганизации сената (верхней палаты парламента в экономический и социальный орган, представляющий интересы предпринимателей и профсоюзов) идея де Голля терпит крах, и он уходит в отставку. ­Президентом становится Жорж Помпиду.

(Продолжение следует.)

Оливье РОКПЛО, доктор политических наук, историк, геополитик, специалист по России и Вьетнаму, советник спецпредставителя Франции в РФ (университет Сорбонна).
Привкус «цветных революций»: «Отпор» — обманутая молодость, списанная в утиль

Привкус «цветных революций»: «доктрина Вильсона» — неоколониализм посредством националистов

Привкус «цветных революций»: украинские Майданы

Привкус «цветных революций»: «поющая революция» в Литве. Часть 2

Привкус «цветных революций»: «поющая революция» в Литве. Часть 1

Привкус «цветных революций»: уникальный международный аналитический проект презентован в Минске
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter