Труженик поля
…Над малахитовой зеленью озимого поля одного из агрокомбинатов близ Минска деловито жужжит беспилотник, оснащенный канистрой и соплами с разбрызгивателями на конечностях, — трудится так называемый агродрон, предназначенный для выполнения некоторых сельскохозяйственных работ.— Коптер очень удобен, когда нужно сделать точечную обработку какого-то проблемного участка, — рассказывает оператор. — Это называют технологией ультрамалой обработки.
Сейчас беспилотник совершает показательные выступления, демонстрируя свои возможности, поэтому в его 5-литровую канистру залита вода. Но можно поместить в емкость любую смесь для обработки участка.
— Этот беспилотник работает в полуавтоматическом и автоматическом режимах, — говорит представитель фирмы, которая продвигает агродроны в нашей стране. — Летает обычно на высоте 2,5 метра над полем — больше не нужно. Скорость движения — 5 метров в секунду, ширина пролета — 3 метра. После внесения в его память необходимых координат дрон выйдет на заданную точку, включит помпу, обработает полосу, выключит помпу, перестроится на другой ряд, включит помпу — и так, пока не отработает заданный участок. Когда закончится баковая смесь или сядет батарея, он запомнит точку прекращения работы и вернется к оператору. Как только проблема будет устранена, прилетит на точку прерывания и продолжит работу.
Мимо проезжает конкурент — самоходный опрыскиватель на высоченных узких колесах. Вероятно, в некоторых случаях малыш-дрон имеет перед ним преимущества: он гораздо дешевле, расход ядохимикатов меньше, к тому же можно не поливать все поле, а лишь обрабатывать отдельные участки, что сделает экологически гораздо чище получаемую продукцию.
Беспилотники с подобной платформой используют в сельском и лесном хозяйстве. Они очень удобны в труднодоступных районах, например, при обработке виноградников, хорошо зарекомендовали себя в борьбе с борщевиком, короедом и даже с бешенством лесных животных — дрон может разбросать в лесу соответствующие лекарственные препараты.
Безопасное пространство
Беспилотные летательные аппараты находят все более широкое применение в самых разных сферах хозяйственной деятельности человека. Но, к сожалению, иногда ею не ограничиваются. Дрон — инструмент, который люди умудряются использовать и для противоправных целей. Приходилось слышать, что с помощью беспилотников перемещают контрабанду, доставляют в тюрьмы наркотики и мобильные телефоны. Причем риски возрастают. Так, почти год назад дроны парализовали работу лондонского аэропорта «Гатвик». Воздушная гавань более суток не принимала и не отправляла самолеты из-за беспилотников над летным полем. Тогда пришлось отменить около тысячи рейсов, планы 140 000 пассажиров были нарушены. Серьезные последствия для экономики целого региона имела атака дронов в Саудовской Аравии. Напомним, ночью 14 сентября 10 беспилотных летательных аппаратов бомбардировали нефтяное месторождение и предприятие первичной очистки, через которое проходит половина всей нефти компании. В результате добыча упала, цены за баррель подорожали, что встряхнуло экономику многих стран.— В 2016 году в стране определили 16 зон, запрещенных для использования авиамоделей. На ныне действующей карте их 80, а с вступлением в силу нового постановления таких территорий станет 318, — рассказал Герман Александров, начальник управления Вооруженных Сил по использованию воздушного пространства Республики Беларусь. — Дело в том, что ряд государственных органов и организаций, заинтересованных в обеспечении безопасности некоторых принадлежащих им объектов, решили ограничить над ними полеты дронов и направили соответствующие предложения с обоснованиями, а также списком своих объектов и их координатами в Министерство обороны. Все эти предложения мы проанализировали, изучили обоснования. Работа проделана большая, серьезная, очень кропотливая. В результате из почти 500 зон, где предлагалось ограничить полеты авиамоделей, осталось 318 — за счет того, что несколько объектов различных организаций находилось рядом. Некоторые зоны сделали чуть больше, чтобы охватить два-три предприятия. Фактически установление запрещенных зон — это правовое обоснование применения средств поражения авиамоделей. То есть если ваш дрон несанкционированно залетает на запрещенную территорию, которая охраняется сотрудниками силовых ведомств или же военизированной охраны, они могут и имеют право сбить или посадить этот аппарат.
В числе тех, кто позаботился о защите с воздуха своих учреждений и предприятий, — Белорусский государственный концерн по нефти и химии (только по его просьбе установлено 46 зон ограничения полетов), Минпром (4 зоны), Минэнерго (62), Минтранс (7), МЧС (9). Обозначение этих зон специальными знаками остается на усмотрение владельцев, Минобороны же обеспечит публикацию карты со всеми зонами в открытом доступе на своем интернет-ресурсе. С помощью Национального кадастрового агентства новые границы зон будут обозначены на публичной кадастровой карте страны, укажут и географические координаты.
Неких закономерностей в размещении зон на территории страны не наблюдается. Разве что в основном они концентрируются там, где есть важные промышленные предприятия, то есть по большей части связаны с экономикой. Определены они, разумеется, и в Минске, в районах административных зданий и дипломатических представительств, однако в общем город — одна из немногих в Европе столиц, открытых для применения авиамоделей-беспилотников.
Карта с новыми зонами, запрещенными для использования авиамоделей, появится в открытом доступе.
Авиационный парадокс
Повлияет ли значительное увеличение количества зон, запрещенных для полетов дронов, на пользователей? С этим вопросом мы обратились в федерацию беспилотной авиации.— Зона, запрещенная для полетов, вовсе не является полностью недоступной, — заверил Глеб Бондарик, заместитель председателя БФБА. — Это означает лишь, что для проведения в ней аэросъемки, что и считается основной функцией авиамоделей, потребуется разрешение не только Генштаба, но и владельца объекта, инициатора запрета. Ко мне обращались представители организаций за консультацией по безопасности, связанной с дронами, и я посоветовал им представить в Министерство обороны письмо с просьбой определить зону, запретную для полетов. Вряд ли проблемы возникнут у обычных пользователей, к которым мы можем причислить и субъекты хозяйствования. В программу многих аппаратов запретные зоны можно внести изначально, и они туда просто не полетят. Хозяйства же, как правило, используют дроны для работы на собственных территориях. Удивляет другое: количество беспилотников растет, сфера их применения расширяется, на базе технологического университета обучают операторов, определены запретные зоны, а четких авиационных правил, регулирующих их полеты, нет. Если в отношении авиамоделей все более-менее ясно, то БЛА находятся вне правового поля. Точнее, есть правила, по которым дроны приравнены к большим воздушным судам. Получается, нет разницы между полукилограммовым «Фантомом» и громадным «Боингом» — и тот, и другой должны иметь авиационный персонал, аэродром и прочее. В соответствии с ныне действующими правилами хозяйство, которое для опрыскивания посевов приобрело беспилотник весом более 7 кг, то есть нуждающийся в обязательной сертификации, становится эксплуатантом, это значит авиационной организацией со всеми вытекающими последствиями. Кстати, интересную практику мы подметили на конференции в Польше: в министерстве транспорта этой страны есть сотрудник, ответственный за беспилотный транспорт любого типа.
— Мы годами разбираемся, кого сертифицировать, а кого нет, а ведь это настолько мелкие вопросы! — соглашается Герман Александров. — Делаем акцент на конечном аппарате, который летает. Но ведь чтобы он мог применяться, необходимы информация, инфраструктура, система точного позиционирования. На этом нарабатываются технологии сегодняшнего и завтрашнего дня. Посмотрите, услуги в транспортной сфере с применением беспилотников, и не обязательно летающих, стремительно развиваются, основываясь на решении суперточных навигационных задач. Чем точнее информация, чем быстрее она обновляется, тем скорее мы получим экономический и социальный эффект от современных технологий. Однажды ряд государств на основе этого перейдет совсем на другой экономический уклад.
nevmer@sb.by