Драма на краю усадьбы

Тихим августовским вечером сидел в беседке с чашкой любимого чая и с легкой грустью думал о том, что вот и лето прошло… Конечно, до прихода первых заморозков в благословенные края земли белорусской произойдет еще немало событий, в том числе связанных с животным миром. Как отошел от дел и стал почти весь теплый период года проводить у себя в усадьбе, пристальнее наблюдаю за тем, что и кто сопровождает эту часть моей не самой скучной поры жизни.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ   
 
Сейчас самое время вспомнить наиболее яркие эпизоды уходящего лета. Остановлюсь пока на двух.

В минувшем году опубликованы мои заметки под названием «Гнездо на краю усадьбы». Там рассказывал о дружной паре аистов, которые вырастили рядом с нами троих птенцов. Те быстро оперились и, когда пришла пора, улетели с родителями в теплые края. И вот наши знакомые снова поселились на понравившемся месте. Хотя не стану утверждать, что это те же птицы. Возможно, родители уступили место кому-то из своих детей, которые выросли и нашли себе пару. Почему у нас такая версия? Больно уж беспечно они вели себя в отличие от прежних обитателей гнезда. Наши новые аисты часами ходили парой в поисках пищи, оставив малышей без присмотра. Опытные родители так не поступают. В этих краях много хищников, и нужен глаз да глаз, чтобы уберечь потомство от их посягательств.

Беда не заставила себя ждать… Проснувшись как-то утром, мы с недоумением и тревогой заметили, что гнездо опустело. Вокруг стояла пугающая тишина.

Сосед Павел сказал, что это коршун воспользовался тем, что оба родителя надолго улетели, и заклевал аистят. Правда, он не был уверен, ссылаясь на не самое лучшее зрение.

Я же засомневался еще больше. Аистята уже подняли головы, а значит, были достаточно увесистыми, чтобы стать легкой добычей коршуна. Большее подозрение вызывала семейка воронов, давно живущая неподалеку. Осторожные хищники никогда не подпускают к себе людей. У нас вредничали так: нещадно разгребали все, что попадало на местную мусорку. Уж не их ли это работа?

Видел, как переживали внуки, да и сам был раздосадован такой расправой у себя под носом. Косвенно и мы могли укорить себя в том, что не уберегли аистят. Стал проводить расследование. Опросил всех, кто в тот день находился на месте происшествия. Вскоре вышел на работницу из службы социального обеспечения, которая в тот час направлялась к своей подопечной, бабушке Мане. Она подтвердила, что стая воронов накинулась на гнездо с малышами. Выходит, наши два ворона сумели оперативно «сколотить» целую банду нападавших. Ничего удивительного в том, что гнездо разорено.

Взрослые аисты, увидев следы жестокой расправы, пропали из нашего поля зрения, а потом вернулись и начали строить новое гнездо неподалеку. Только поменьше. Да и зачем им сейчас большой дом? Какое-то время даже не отправлялись на поиски пищи, а стояли бок о бок в новом жилище и молча горевали. Такая вот расплата за беспечность.

Но и сами эти птицы далеко не паиньки. Видел, как аист доставал из земли взрослого крота и уплетал его. Один год семья, жившая на краю усадьбы, решила, что всех птенцов ей не прокормить. Тогда одного из малышей родители сбросили, и беднягу с травмами подобрали внуки. Попытались выходить его, но ничего не вышло.

И все же к аистам у нас какое-то особое, трепетное отношение. Очевидцы рассказывают, что, когда после чернобыльской катастрофы началось отселение жителей из зараженной зоны, вместе с ними ее покидали и эти птицы. Они доверяли людям и хотели быть рядом.

Что касается воронов, то они, как уже сказал, чрезвычайно осторожны, к тому же весьма сообразительны. Молодой специалист-биолог, он же директор постоянного питомника в нацпарке Евгений Татун, рассказал историю, случившуюся с его хорошим знакомым. У того в доме было много разной живности. Обитал в клетке и ворон Тишка. Он слышал, как хозяева подзывали к себе котенка, и однажды, подражая им, стал произносить «кис-кис». Выучил, хитрюга! Котенок отозвался на приглашение и приблизился к клетке. Одного мгновения хватило Тишке, чтобы схватить того за шиворот. Хорошо, что хозяева были рядом.

Другая история, случившаяся этим летом, тоже по-своему необычная. Вы, читатели, наверняка еще не забыли, какая жара была повсеместно в Беларуси в конце июня и начале июля. Термометры показывали тридцать и более градусов. К озеру со спиннингом выходил рано утром, а вечером плыл на лодке часок-другой порыбачить. В один из таких дней заметил, что над водой полным-полно мошкары. Рыба, в основном мелкая, не упускала свой шанс и, подплывая к поверхности, слегка выпрыгивала и хватала добычу. Однако это оказалось небезопасно и для нее самой. В небе кружилось много чаек — настоящее пиршество для них. Птицы пикировали одна за другой в озеро и хватали рыбешку.

Чайки, к слову, тоже довольно сообразительные хищники. Все чаще их можно увидеть в городе, где в микрорайонах сердобольные граждане подкармливают голубей. Чайки, отгоняя даже ворон, не прочь присоединиться к трапезе. Остальные пернатые вынуждены уступать лакомство агрессивным пришельцам.

Мне лично чайки рыбачить помогают. В тех местах, где они часто «бьют» по воде, наверняка стоят косяки рыбы. Значит, там охотятся такие хищники, как щука и окунь. Тогда беру в руки спиннинг и плыву на своей «Маркизе» к тем местам.

Видел и трогательную сцену на лесной дороге. В прошлом году много ужей погибло на ней под колесами автомобилей, особенно когда начался грибной сезон. Недавно, идя на прогулку, заметил возле раздавленного небольшого ужонка взрослую самку. При виде меня она не уползла, а притворилась мертвой. И в животном мире рядом с откровенной жестокостью трогательная привязанность. Совсем как у людей… Написав эти строки, подумал о себе. В жестокости замечен вроде не был, а привязанность к Клеопатре сохранил. Так звали выдру, которая в свое время поселилась за моим рыбацким мостиком. Любопытный зверек любил расположиться неподалеку и наблюдать, как я удил. Смелыми были и ее детеныши. Они однажды забрались прямо на мостик и с удовольствием облизывали слизь, оставшуюся в подсачке после крупного линя. Потом вся эта семейка куда-то исчезла. Было бы неплохо вновь пообщаться с Клеопатрой, как окрестил ее за слегка вытянутую шею.

Допил чай и подумал о том, что грусть от быстро уходящего лета наверняка скрасит золотая осень. Будут новые и не менее интересные истории с людьми и животными в далеком и очень красивом уголке земли белорусской.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter