Национальная премия по изобразительному искусству, которую вручат в конце ноября, демонстрирует круг претендентов, с одной стороны, достаточно широкий, с другой — в большой степени выверенный: работы, заявленные на главную награду для художников и скульпторов, прошли строгий отбор. Результаты — в экспозиционных залах Музея современного искусства. Экспозиция получилась достаточно компактной (музей в целом отличается приятной камерной атмосферой), однако позволяющей составить мнение о том, в каком направлении сегодня смотрят мастера разных жанров и форм. Или как минимум какие свои произведения они считают наиболее значимыми.
Анастасия Чадий. Серия «Полесье». Левкас, витражное стекло, керамика.
Творцы сегодня скорее радуют, нежели огорчают, — и радуют как высоким художественным уровнем, так и уровнем ответственности перед зрителем.
Тяжесть военной темы в основном выносят на своих плечах мастера старшего поколения, дети войны, те, кто Великую Отечественную застал въяве: Николай Опиок (на премию заявлена его картина «Жаркое лето 1941‑го» — практически фотографический снимок воспоминаний детства) и Владимир Уроднич с триптихом «Щемящий звук струны», проводящий нас партизанскими тропами и полями сражений до одинокой комнаты, где мать и годы спустя ждет невернувшегося сына. Примыкает к ним поколение 40 — 50‑летних, сегодня находящееся в расцвете сил и возможностей: график Всеволод Швайба с серией литографий «Хатынь», скульптор Александр Шаппо с памятником на месте массового убийства узников гетто в Дзержинске (люди, обращающиеся в безликие тени, стоящие на краю расстрельной ямы). Эта генерация творцов, сохраняя академическую манеру, вкус и точность техник, тем не менее отходит от чистого реализма в область символов, насыщая свои работы пронзительными метафорами.
Владимир Уроднич
Обращение к вопросам веры и духовности — также один из важных трендов нынешней премии, в этом направлении работает целый ряд разноплановых художников: от мастеров декоративно‑прикладного искусства, как Любовь Кириллова со своими роскошными панно, до скульптора Андрея Воробьева, изящно затронувшего тему жизни после смерти.
Привлекает внимание и цикл живописных работ Василия Васильева «Иерусалим. Зной и холод вечного города», выдержанный в блекло‑туманных тонах, как будто автор пытается дотянуться сквозь время до событий библейской истории.
Николай Опиок.
К историко‑культурному наследию Беларуси обратились Анна Кононова (на премию заявлен ее портрет народного художника Виталия Цвирко), скульптор Сергей Гумилевский с серией работ, посвященных Максиму Богдановичу, народный художник Иван Миско, создавший памятник Якубу Коласу в Столбцах. Новаторский подход демонстрирует скульптор Максим Петруль с городской скульптурой «Птица»: свой творческий подход известный мастер называет «максимализмом».
Председатель Белорусского союза художников Глеб Отчик напомнил: именно союз стоял у истоков Национальной премии по изобразительному искусству.
— Это уже третья премия, — отметил художник. — И нынешняя выставка подтверждает, что мы не только сохранили традиции — мы их приумножили и внесли в них новации. Экспозиция получилась основательной по объему и по наполнению, она очень профессиональная и могла бы выставляться в любой стране мира и показывать наши достижения в национальном изобразительном искусстве.
Жюри определится с наградами Национальной премии по изобразительному искусству к 26 ноября, а пока минчане и гости города могут сами составить свое мнение: Музей современного искусства ждет посетителей.