Источник: Знамя юности
Знамя юности

Проверили, готов ли Добруш принимать велосипедистов

Дорогу двухклесным!

3 и 4 сентября Добруш примет День белорусской письменности. В город приедут гости со всей страны. Дороги для автомобилистов отремонтировали, дополнительные поезда для тех, кто передвигается на общественном транспорте, назначили. А дружелюбен ли Добруш к велосипедистам, проверили лично.

В городе в последнее время создали около восьми километров велодорожек

Навигатор или зов сердца?

Если верить онлайн-картам, от Доб­руша до Гомеля 30 километров. Для опытного велосипедиста не расстояние. Для меня и моего простенького двухколесного друга с одной скоростью в техпаспорте – неделя судорожных раздумий. В итоге решаюсь на поездку, не забыв прихватить воду, сменный наряд для снимков и верную велонапарницу, которая обладает двумя нужными в дороге качествами: активно подгоняет на трассе и делает красивые фото.

Логистическая легенда: мечтающий насладиться отличным праздником человек добирается до Гомеля, а от него едет до Добруша на велосипеде, обозревая живописные окрестности (пейзажами наши места всегда были богаты). Потому задача первая – выбраться на трассу.

Часть города в добрушском направлении – преимущественно частная застройка с хорошими дорогами, безумным трафиком и огорчитель­но узкими тротуарами. Авгус­т решил, что ему грустно, и зарядил по отъ­езжающим мелким дождем. Моя напар­ница Янина, увидев, как я кажды­е пять минут делаю привал и сверяюсь с навигатором, мрачно предрекает, что мы никогда не выберемся из города. Но вот стела с по­желаниями доб­рого пути пройдена. Прилегающие к Гомелю деревни и посел­ки приятно удивляют: Березки, Головинцы и Улу­ковье располагают удобными для велопутешественников тротуарами, идущими параллельно трассе. Потому ехать можно безопасно, без риска заблудиться. К моему облегчению, с проселочной дороги, показавшейся мне лучшим вариантом, мы все же выехали на «большую землю».

А велопарковка лучше

Выезд на трассу ознаменовался громким возгласом Яны:

– Это что, трактора на поле?

Широкая душа фотографа, заключенная большую часть времени в урбанистические рамки, унеслась запечатлевать сельские пейзажи, а я получила долгожданный отдых. Тротуаров, к сожалению, за городом нет, полноценного велопути между городами тоже, потому сражаться с километрами пришлось по обочине. Еще и август решил, что он рад-таки нашему отъезду и «наградил» 30-градусным пеклом. Дорога выдалась нелегкая. Вот мы пытаемся объехать грузовик, который занял всю обочину. Вот пятимся к лесу, ожидая, пока мимо промчится пять фур. А через полчаса отдаем продавщице в сельском магазине все имеющиеся деньги за бутылку холодной воды.

«Кажется, вы слишком быстро едете!» – решает август и посылает нам навстречу дикий ветер. Ощущения забавные: вроде педали крутишь, а вперед не продвигаешься. С завистью провожаем взглядом легковушки, грузовики и мотоциклы, которые мчатся по ровненькому асфальту. Самым приятным пунктом маршрута стала заправка под Добрушем. Мы умылись, отдохнули, поели и только благостно отмахнулись от девушки, которая пыталась обрадовать:

– У нас скидка на топливо по заправочной карте!

– Лучше бы велопарковку поставили, – предложили мы, и этим, похоже, сильно озадачили персонал.

Велопарковка на ж/д станции

Каждый метр зовет прокатиться

Словно оазис после изматывающего вояжа по пустыне, нас встретил Добруш. В городе в последнее время создали около восьми километров велодорожек, и каждый метр из них словно звал прокатиться: ровно, плавно, без усилий и очень безопасно. Достаточно свернуть с М-10 в сторону райцентра, и по левой стороне вас встретит столь милый сердцу силуэт велосипеда, нанесенный на асфальт. Да, полосы для любителей двухколесных транспортных средств не выделены конструктивно, но у них, то есть у нас, есть законное место на дороге, причем в двух направлениях. А пути пересечения с автомобильными артериями обозначены ярко-зеленой расцветкой велопереездов. Работы по подготовке к празднику в Добруше еще продолжаются: кое-где укладывают плитку, формируют тротуары, наносят разметку, но и в разгар процесса с велосипеда мы почти не слезали.

Двигаясь по проспекту Луначарского к Добрушской бумажной фабрике, я гордо заявляю напарнице:

– Теперь я полноценный участник дорожного движения!

Под велополосы здесь не отполовинивали разметкой тротуар, как это часто бывает, а отдали внушительный кусок проезжей час­ти. Знаки есть, разметка четкая, движение интенсивное: велолюбителей в Добруше оказалось немало.

По пути в Добруш

Часть фабрики недавно отреставрировали, снабдили ретроснимками и фотографиями современного производства – получился почти музей под открытым небом. Мосты изящные, стадион новый, улицы уютные. В этот раз мы выполнили туристический долг не в полной мере, но твердо решили вернуться сюда на День белорусской письменности и погулять спокойно и вдумчиво. Посмотреть в Добруше есть на что.

А пока пришло время рулить обратно. Вспомнив о неприветливых обочинах, мы малодушно решили сдаться на милость железнодорожному транспорту и покрутили педали в сторону станции.

– Вот и посмотрим, что в стороне от центральных улиц, – мрачно заметила напарница.

Велодорожка туда и впрямь не вела. Но мы катились по ровным тротуа­рам с заниженными в ноль бордюрами до самого поезда. А когда увидели возле станции велопарковку с навесом, тут же согласились с малой архитектурной формой напротив – «Я люблю Добруш».

В дизель мы втащили велосипеды с большим трудом, однако в первом вагоне нашлись специально обору­дованные места для двухколесного транспорта. Их было всего два, а желающих припарковаться пятеро, но мы пришли к взаимопониманию и довез­ли имущество до дома в целости. Так что, если у вас есть силы и желание, возьмите в Добруш на День письменности велосипед: с высоты велосиденья город прекрасен!

valchenko@sb.by

Фото Янины АНДРЕЕВОЙ-ЧЕРПУХИНОЙ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.