Проверили безопасность маршруток во время рейда с сотрудниками ГАИ и Миноблпассажиртранса

Дорога не прощает ошибок

Сообщения об авариях с участием маршрутных транспортных средств периодически встречаются в новостной ленте. Что это — печальная закономерность или все же откровенное пренебрежение правилами перевозки пассажиров? Все нюансы корреспонденты «Р» выяснили во время рейда с сотрудниками ГАИ и Мин­облпассажиртранса.

фото алексея вязмитинова.

Предупрежден — защищен

Логойск, улица Минская. На часах 07:15, и для раннего утра оживленное сообщение здесь — обычное дело. Направление из города в столицу и обратно довольно популярное среди местных: многие каждый день ездят на работу и учебу. Поэтому маршрут пользуется спросом не только у самих жителей, но и у перевозчиков. А все ли они безопасны? Проверим!

Инспектор дорожно-патрульной службы отделения ГАИ Логойского РОВД Михаил Анискович уже на посту — припарковались у обочины на выезд из города. Долго ждать не пришлось. Через пять минут в темноте виднеется красный бус. Замигал правый поворотник — водитель увидел жезл и притормаживает...

— Доброе утро! Контрольно-ревизорская служба, ведется аудио- и видеозапись. Ваши билеты, товарищи пассажиры? — заходя в салон, предупреждает контролер КРС Мин­облпассажиртранса Роман Рогач.


Пассажиры непредвиденную остановку не оценили. Но деваться некуда, быстро начали шуршать по карманам в поисках того самого документа. С этим порядок, билеты оказались у каждого на руках. Но отпускать маршрутку не торопимся. Она набита до отказа: помимо 15 человек, как разрешено, еще восемь едут стоя...

— Почему людей в машине больше, чем самих посадочных мест? — интересуется инспектор. Но в ответ тишина. Да и что объяснять, когда поймали на горячем? А пассажиры свой выбор прокатиться в столицу «на ногах» хором оправдывают: «Спешим!» Водитель вернулся за руль уже с предупреждением. Но это только на первый раз!

Билеты оказались у каждого пассажира.

— В течение года он не привлекался, но если нарушит правила перевозки пассажиров снова, получит уже штраф — от 0,1 до 0,5 базовой величины, — объяснил Михаил Анискович. — А за третью остановку административное взыскание вырастет — от двух до пяти базовых величин.

Зато следующая маршрутка порадовала полной противоположностью. Принципиальный водитель не поддается на уговоры тех, кто спешит попасть в столицу любым способом:

— Заработать, а потом за перегрузы платить — мне оно надо? Вот буквально на прошлой остановке пытались трамбоваться — не взял. Так в ответ же они начинают еще умолять, некоторые даже требуют... Щемились ко мне «вечно опаздывающие» и вчера. Я просто заглушил машину и ждал, пока выйдут. По-другому никак.
Оказывается, нарушают не только водители… Люди сами частенько пренебрегают своей же безопасностью на дорогах. А такое поведение пассажиров легко может навлечь на них беду. Один из пунктов ПДД гласит, что мешать закрытию дверей в транспортном средстве строго запрещается. На первый раз за это можно схлопотать преду­преждение, а если история повторится, то и штраф — одну базовую величину.

Нарушать, так в объезд

За 30 минут рейда проверили еще четыре маршрутки — не подкопаться. С документами и техническим состоянием все в порядке. Это и не удивительно, объяснил инспектор ГАИ. У большинства перевозчиков сейчас современный автопарк, они официально обсуживают машины и регулярно проходят техосмотр. Похвально же! Но слишком обольщаться не стоит. Новость о том, что на Минской улице ловят маршрутки, быстро разлетелась среди водителей в соцсетях. Самые ушлые нашли как выкрутиться.

— Все уже в объезд рванули, через трассу, — объясняет причину заметно сократившегося потока один из перевозчиков.

Но увильнуть не получится. Оперативно сворачиваемся и меняем место дислокации. Рейд продолжается у автобусной остановки «Силичи» на трассе М-3. Не прошло и трех минут, как сотрудники ГАИ прижимают к обочине очередного нарушителя. В утренней гонке за клиентами водитель маршрута № 508 и не заметил, как взял на хвост двоих лишних пассажиров. А на вопрос про непристегнутый вне населенного пункта ремень безопасности отвечает сухо:

— С ним чувствую себя дискомфортно...

Водитель увидел жезл и притормаживает.

Оправданием ситуацию не спасти. Придется оплатить сразу два штрафа, в сумме — 77,7 рубля.

Еще одна маршрутка. Претензий нет. А вот следующая за ней сразу привлекает внимание внешним видом. На бортах машины нет номера маршрута, наклейки с указанием юридического лица, только табличка «Минск — Логойск» на стекле.

— Это нерегулярный перевозчик, — объясняет инспектор. — В отличие от «регуляров», у которых четкий график движения с определенным маршрутом, они обслуживают корпоративы, туристические группы, свадьбы. Поэтому на руках у водителя должен быть список пассажиров, где указываются все данные.


Права, техпаспорт, страховка в наличии, но вот нужный документ оформлен неправильно: нет старшего группы. Водитель защищается:

— Допишу я, ну это же мелочь.

Но незначительная, по его словам, деталь вышла боком, а точнее, квитанцией со штрафом.

Не сбавлять обороты

Как показал наш рейд, перевозка пассажиров сверх количества посадочных мест — популярный грех маршрутчиков. Постепенно искоренять такую привычку у водителей помогают частые проверки, уверен Михаил Анискович:

— Мы выезжаем практически каждую смену. Обычно, утром и вечером, когда народ едет на работу и с работы. И за девять месяцев этого года в Логойском районе привлекли 110 водителей маршруток, водителей автобусов и маршрутных такси — 127.

У контрольно-ревизорской службы Миноблпассажиртранса цифры тоже внушительные. За этот год совместно с ГАИ и Транспортной инспекцией проведено 60 рейдов, а сами контролеры отрабатывают регулярных перевозчиков каждый день по всей Минской области.

— За девять месяцев проверили 7161 транспортное средство и больше 59 тысяч проездных документов у пассажиров, — уточняет Роман Рогач. — Всего выявлено 421 административное правонарушение, за безбилетный проезд привлекли 36 граждан. Информацию о нарушениях, которые мы не имеем права рассматривать, направляем в нужные инстанции. В налоговую инспекцию ушли 263 сообщения, они связаны с выдачей билетов и разными манипуляциями с кассовым аппаратом. В ГАИ — 122 сообщения, в основном они касаются превышения количества пассажиров.

КСТАТИ

Междугороднее сообщение всегда было и остается под пристальным вниманием. Вот и недавний двухнедельный комплекс профилактических мероприятий, который провела Госавтоинспекция Минской области, дал свои плоды. В отношении перевозчиков пассажиров в нерегулярном сообщении — автобусами и автомобилями-такси — выявлено 521 нарушение. Среди них 71 нарушение правил перевозки пассажиров, три — в состоянии алкогольного опьянения и столько же без права управления. За управление без разрешения на допуск к участию в дорожном движении привлечено 33 водителя, за непристегнутый ремень безопасности — 88.

lukashik@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter