Доктор биологических наук, профессор Жанна Рупасова: выбери дело по душе и никогда не будешь работать


Более шестисот научных трудов, в том числе почти сорок монографий, из которых пять издано и девять переиздано в Германии, полтора десятка брошюр и сборников, четыре патента на изобретение — такой огромный теоретический арсенал члена-корреспондента Национальной академии наук, доктора биологических наук, профессора Жанны РУПАСОВОЙ. Обучаясь на географическом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, она участвовала в геологической экспедиции по выявлению залежей урана в Казахстане. По материалам исследований защитила дипломный проект, отмеченный медалью за лучшую студенческую работу.

Раздумий о выборе высшего учебного заведения у ставропольской школьницы Жанны Рупасовой не было. Охваченная романтикой жизни в столице и абсолютно уверенная в своих силах, сразу же после получения аттестата зрелости и золотой медали решила подать документы на химфак Московского государственного университета имени Ломоносова. Родители ее поддержали. 

В приемной комиссии медалистку переубедили поступать на геофак. Успешно выдержав вступительные экзамены, она стала студенткой. С первого года учебы начала заниматься научными исследованиями на кафедре географии почв и геохимии ландшафтов. На старших курсах участвовала в экспедициях.

— После спокойного Ставрополя непривычно было в столичной суете, — вспоминает Жанна Рупасова. — На занятиях в университете увлекали лекции, не менее интересны были практические занятия. После третьего курса предстояла трехмесячная практика вдали от Москвы. В составе экспедиции «Союзгипроводхоза» отправилась в Таджикистан исследовать состав почвы на месте прокладки водного канала через Голодную степь. Поездом пришлось добираться из Москвы в таджикскую столицу, а дальше путь лежал через степи и горы. Мне поручили составлять карты почвенного покрова на месте будущей водной артерии. 

Но особенно запомнилась преддипломная практика. В составе группы специалистов Всесоюзного института минерального сырья участвовала в геологических исследованиях на урановом руднике в Казахстане недалеко от космодрома Байконур. До Караганды летели на огромном ТУ-104, потом до степного городка на кукурузнике, а далее на двухместном самолете вдвоем с пилотом приземлились на полевом аэродроме рудника. Изыскания проводили многочисленные геологоразведочные партии из разных городов страны. Время было летнее. Все жили в палатках, установленных вдоль быстротечной горной реки. Полгода безвыездно провела в диком уголке, где почти на каждом шагу змеи, скорпионы и другие опасные существа. Купались в прохладной воде, стирали в ней одежду, использовали и для приготовления пищи. Никто не обращал внимания на повышенный радиационный фон. Как-то руководитель экспедиции проходил с дозиметром мимо моей палатки и от неожиданности остановился: прибор зашкаливал. Меня переселили в другое место. Не думала тогда, как отзовется на здоровье воздействие повышенной радиации.  

— Зная о радиационном фоне, осознанно рисковали?

— Не придавала значения этому, хотя и старалась жить по принципу: береженого Бог бережет. В той казахстанской экспедиции рядом с нами работали биофизики, минералоги, картографы, буровики. С помощью геофизических приборов посылали в глубь недр определенные сигналы и ждали ответ от первичного рудного тела. Получив сигнал, давали прогноз, где следует бурить скважины. Затраты на эти работы алмазным инструментом одной скважины доходили до миллиона советских рублей. В то время средняя зарплата специалистов немногим превышала сотню рублей. Техники пробурили 11 скважин, и ни одна не подтвердила месторождение урана. Мой метод поиска оказался более простым и эффективным. 

— В чем он заключался?

— В многоплановом исследовании территории рудопроявления. Растут там в основном солеросы. Собирала и потом исследовала их минеральный состав в стационарной лаборатории с учетом распределения растений по элементам ландшафта. Рудник находился в малоувлажненной зоне, и в жаркие дни, когда температура достигала 50 градусов по Цельсию, соли металлов поднимались вверх с восходящими токами грунтовых вод и усваивались солеросами, а также аккумулировались в верхнем почвенном горизонте. Степень накопления этих веществ указывала на наличие перспективных аномалий. На основании люминесцентного анализа растительных образцов на содержание урана, а также определения элементов-спутников: свинца, молибдена, цинка, меди и других тяжелых металлов — выявлены очаги залежей стратегического сырья.

— Признание и слава не вскружили голову?

— Конечно, приятно победить во Всесоюзном конкурсе студенческих работ, быть причастной к открытию казахстанского месторождения урана. Успех вдохновил на дальнейшую научную деятельность: через пять лет после окончания университета защитила кандидатскую диссертацию. Из Сибири переехала в Минск. Белорусская столица удивила красотой, порядком. Трудовую деятельность начинала младшим научным сотрудником в Центральном ботаническом саду Академии наук БССР. Здесь прекрасные условия для многопрофильных исследований. Несколько десятилетий возглавляю лабораторию химии растений, которая занимается исследованием биохимического состава растений разного хозяйственного назначения, в том числе популярных у населения клюквы крупноплодной и голубики высокорослой.

— Чем эти ягоды отличаются от местных видов?

— Размерами и биохимическим составом. В советское время американскую клюкву и голубику импортировали. Правительство приняло решение заняться возделыванием их в нашей стране. После комплексного обследования земель выбор пал на размещение плантаций растений на территории Полесья. Экспериментальные клюквенники заложены в Ганцевичском и Пинском районах. Разработке базовых элементов технологии выращивания клюквы в наших климатических условиях посвящена значительная часть моей докторской диссертации. 

— Где проходила защита диссертации?

— В Москве, в Тимирязевской сельхозакадемии. Независимая экспертиза детально изучила изложенный в работе материал и дала высокую оценку. На протяжении последующих десятилетий коллектив нашей лаборатории в сотрудничестве с коллегами из других структурных подразделений ботанического сада и ряда институтов НАН Беларуси выполнил значительное количество научных исследований с другими видами растений. 

— Жанна Александровна, что значит для вас Год мира и созидания?

— Мир в душе, вокруг нас. Важно, чтобы в семьях все было хорошо, на сердце каждого человека. Чтобы не случилось таких событий, как в Украине. Страшное дело. Мы живем как на пороховой бочке. Родилась я в Кустанае. Детство и юность прошли в Ставрополе. Почти полвека живу в Беларуси, меня все устраивает. Вы посмотрите, что происходит во Франции, Германии, Польше. У нас мир и спокойствие, на улицах не встретишь нищих. Везде чистота. Работают все предприятия. В магазинах изобилие товаров. Пищевой продукцией торгуем в мире. Глава государства страну держит в порядке и гарантирует людям уверенность в завтрашнем дне.

— В недавнем Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент отмечал, что роль науки надо поднять на порядок, в том числе ученых. Для вашего коллектива актуально?

— Это касается всех сфер научной деятельности. Иначе быть и не может. Наука должна идти на несколько шагов впереди. Именно так наш коллектив стремится действовать. Определяем наиболее актуальные задачи и оперативно решаем их. А когда твой труд замечают и государство поощряет тебя, хочется еще больше стараться. 

— Что значат ваши исследования для народного хозяйства? 
— Безусловно, содействуют укреплению экономики страны. Вот сейчас занялись новым направлением: совместно с Институтом овощеводства совершенствуем технологию производства микрозелени овощных культур с использованием светодиодов. Высоковитаминная продукция широко востребована на европейском рынке, и мы должны не отставать. Этим пока занимаются отдельные фермерские хозяйства. Значительное внимание уделяем вопросам органического земледелия, испытываем экологически безопасные виды разработанных в других научных учреждениях удобрений и фунгицидных препаратов при выращивании клюквы, голубики, жимолости и иных ценных видов растений.
— Каким должен быть современный молодой ученый?

— И в былые времена, и сейчас это фанат своего дела. Даже если что-то не получается, не отступать, а настойчиво идти вперед. Успех в науке зависит не только от таланта, но и от старания.

— Это вы на себе испытали?

— В какой-то степени. Работа для меня всегда в радость, это основное наполнение моей жизни. Щедро делюсь опытом и знаниями с коллегами. Ко мне часто обращаются за советом молодые ученые из других учреждений. Помогаю работать над диссертациями. У меня своя философия: если мне это от Бога дано, значит, должна бескорыстно делиться с другими. Иначе дар пропадет. 

— В Книге книг записано: не сотвори себе кумира. Как к этому относитесь?

— С детства никому не подражала и не завидовала. Не делю окружающих меня людей на хороших и плохих. Люблю профессионалов, честных и порядочных, увлеченных делом, которые могут чем-то интересным поделиться. Очень уважаю незаурядных личностей. 

— Жанна Александровна, где любите проводить свободное от работы время?

— Хобби у меня нет. Люблю читать и смотреть познавательные передачи по телевидению. Не увлекаюсь театральными постановками, но отдельные классические оперные арии трогают мою душу. Отец Александр Ильич был большой эстет. Помню, как он в Москве взял билеты в Большой театр и добавил, что в этом спектакле поет сам Лисициан.

— От какой черты своего характера хотели бы избавиться?

— От излишней эмоциональности и категоричности в суждениях. Всегда собой недовольна, иногда слишком жестко критикую себя. Мне бы побольше сдержанности.

— В душе вы кто?

— Неисправимый романтик.
Весна — самое любимое время года. Особенно май, когда все вокруг цветет. У меня под окном каштан. Отслеживаю, когда набухнут почки, появятся первые листочки, а за ними султанчики соцветий. Цветут недолго, очень жаль расставаться с ними. Опять надо год ждать, чтобы наслаждаться красотой. Для меня самый интересный период, когда они к цветению готовятся. Это как ожидание счастья. Когда все свершилось, уже не то. Гениальный Пушкин сказал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». С ним полностью согласна. Счастье — предвкушение, ожидание его. Стараюсь избегать прозы жизни и люблю грезить романтикой.
Мой девиз: «Выбери дело по душе и никогда не будешь работать». От занятия наукой получаю огромное удовольствие. Она хобби, мой смысл жизни. 

ВМЕСТО ВИЗИТКИ

Трудовую деятельность Жанна Александровна начинала в Институте почвоведения и агрохимии Сибирского отделения Академии наук СССР. Более сорока лет возглавляет лабораторию химии растений Центрального ботанического сада Национальной академии наук Беларуси. Результаты ее многолетних физиолого-биологических исследований с цветочно-декоративными, лекарственными, пряно-ароматическими, плодовыми-ягодными и овощными культурами используются в растениеводстве при создании новых сортов и разработке высокоэффективных технологий их выращивания. Под ее руководством создана технология рекультивации выработанных торфяников на основе выращивания крупноплодной американской клюквы и высокорослой голубики. Ученая удостоена стипендии Президента, избиралась делегатом Первого Всебелорусского народного собрания.

Трудовые успехи ее отмечены почетным званием «Заслуженный деятель науки Республики Беларусь», медалью «За трудовые заслуги», серебряной медалью ВДНХ СССР, нагрудным знаком имени В. М. Игнатовского, почетными грамотами Совета Министров, Минсельхозпрода, Высшей аттестационной комиссии, Национальной академии наук. Дважды присуждалось звание лауреата премии Национальной академии наук. Биографическим центром Кембриджского университета удостоена статуса «Человек года».

subbat50@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter