«На позывные автолавки бегут собаки, кошки и вьетнамская свинка Гута»: репортаж из Гродненского района

«Для них мы как родные»

Супруги Модеуш и Ядвига Бялые в развозной торговле не новички. Уже 15 лет их автолавки колесят по Гродненскому району. Когда-то начинали с пары-тройки деревень, сегодня торговая география — более 180 населенных пунктов. И не сказать, что дело мегаприбыльное. Супруги шутят: «Летом работаешь, зимой терпишь». А что? Если летом деревенька живет — тут тебе и внуки, и дачники, и уроженцы на побывке в родительских хатах, то в холода и без того малочисленные села пустеют: пожилых родителей дети забирают в городские квартиры, к зиме, как правило, «сводят» на подворьях скотину. Покупательная способность резко падает, ассортимент приходится сужать, растет затратный механизм. Пару лет назад пришлось открыть кредитную линию, чтобы остаться на плаву. Были мысли и вовсе автолавки прикрыть. Но ситуацию на 180 градусов изменил вступивший в силу с 1 января 2018 года Указ № 345.

Этот нормативно-правовой акт, напомню, назывался Указ «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Его ждали многие. Оно и понятно: бизнес на селе и в малых городах получил ряд бонусов. В магазинах до 50 квадратов и автолавках разрешили продавать спиртное. Обороты от реализации товара освободили от НДС, а налог на прибыль снизился вдвое. Владельцев стационарных магазинов освободили от земельного и налога на недвижимость. За земельные участки, что в госсобственности, перестали взимать аренду. И это не все плюсы, которые должны подстегнуть бизнес обжиться в глубинке.

Летом прозвучала еще одна хорошая новость. Льготы продлили до 2030 года. Появились и новые бонусы. К примеру, один из них такой: тарифы на электроэнергию для магазинов и кафе, попавших под указ, снизились. Буквально полтора года действия указа — и МАРТ уже давал раскладку по результатам: в сельской местности открылось около 400 новых магазинов и 77 кафе, столовых, стало колесить 75 новых автолавок. Ну чем не успех?

Гродненская область, а составляли списки населенных пунктов, на которых распространялась «торговая индульгенция», облсоветы депутатов, проявила смелость и включила 99,5 процента своей сельской территории. Только в 2018 году льготами по указу воспользовались почти полтысячи ИП и юрлиц региона. 

ЧТУП «Динтори» Модеуша и Ядвиги Бялых — одно из таких. Предприниматели говорят, вздохнули свободно и стали спокойно работать, а не выживать в условиях малой населенности деревень, да и еще конкуренции со стороны автолавок потребкооператоров и «Евроторга».


Сегодня по району колесят три автолавки Бялых. Посменно работают четыре тандема (водитель и продавец). Выезжаем с Ядвигой Бялой из Гродно в район, чтобы посмотреть, насколько бойко идет торговля с колес. Бизнесвумен по пути признается, что в ценовой категории сложно конкурировать с крупными торговыми сетями, но за долгие годы выработали свои принципы привлечения покупателей. Много сил отдано на то, чтобы автомагазины строго придерживались графика, маршрута, ни один населенный пункт не остался без хлеба насущного.

Второй принцип, который бизнесмены считают незыблемым: товар для сельчан должен приезжать свежайшим. Именно поэтому как таковых складских запасов у бизнесменов нет: получили небольшую партию продуктов у поставщика — и вперед к покупателю. К примеру, молочку и хлебобулочные изделия магазин на колесах получает каждый день. И это не лукавство. 

Догнали тандем водителя Ивана Казакевича и продавца Инессы Бутько. Разговорилась с ними. Как обычно, сегодня в 6.30 утра водитель заехал за продавцом домой, а уже в 7 в машину на хлебозаводе загружали свежий хлеб, ватрушки, сочники — и к покупателям. В день примерно 20 остановок в разных деревнях. Лето год кормит, поэтому если зимой Иван и Инесса отоваривают сельчан до 5—6 вечера, то летом могут возвращаться в город чуть ли не к полуночи. Тандем работает почти шесть лет. Замечаю, как люди тепло и доверчиво к ним относятся. И пусть иногда путают имена — Инессу называют то Кариной, то Аней, то Катей, а Ивана — Володей, работники на это не обижаются: «Для них мы как родные!»

Жукевичи раньше была деревней крепкой, работящей, много семей, вся нужная инфраструктура под рукой, в местные стационарные магазины приезжали даже из соседних деревень. А сейчас два жилых дома. Автолавка притормозила у калитки Станиславы Короткевич и ее сына Виктора. Сельчане с сумкой и кошельком уже ждут. Закупочный день один в неделю — четверг.

В глухих деревнях, случается, постоянный покупатель не вышел на «позывные», тогда продавец и водитель стучатся в дом — вдруг забыл, не услышал, а если что неладное с самочувствием? Как-то раз приходилось «скорую» вызывать, ведь рядом больше никого.

Водитель Иван открывает витрину, 90-летняя Станислава Короткевич диктует по списку: сливочное масло, батон, жир, макароны, лимонад, колбасу, ячку для перепелочек, что на подворье. Инесса Бутько подсказывает: «Сегодня привезли ваши любимые печенье «Грибочки» и конфеты «Пчелку». Иван Казакевич тоже знает предпочтения сельчанки: «Забыли любимый квас взять!» Бабушка кивает головой — точно, давайте! Продавец подбивает сумму, чек вышел приличный — 36 рублей, водитель все подает. «Дай вам Бог здароўя», — сельчане закупились на всю неделю и прощаются с работниками автолавки.


В соседних Славичах на позывные магазина на колесах собралось куда больше людей. Первым пришел бойкий дедуля-сладкоежка: «Мне, пожалуйста, кобринских пряников, семь сочников, овсяного и слоеного с творогом печенья!» Женщины брали колбасу, сальтисон, свежий хлеб, лимонад. Около бабуль крутились внуки, чтобы раскошелить на сладости. Замечаю, что ассортимент автолавки заточен под «своего» покупателя. В городе днем с огнем не сыщешь свиного жира, а здесь есть. Сельчане привыкли жарить на нем котлетки, картошку.

Инесса Бутько и Иван Казакевич обслуживают 6 сельсоветов, даже хлеб для каждой зоны заказывают разный: сапоцкинская зона любит кирпич и зерновой «Гародня», «Спадар» Гродненского хлебокомбината. На субботу всегда в скидельскую зону везут семь килограммов куриных шей — как раз недельный запас для котов и собак постоянной покупательницы. А в деревне Русота хозяйка пришла на закупку с двумя собаками — большой и маленькой. Всегда покупает три сосиски и дает пакетик в зубы большому псу. Тот, примерный какой, несет покупку в зубах домой. Кладет на лавочку и ждет хозяйку, чтобы почистила и угостила.

КОММЕНТАРИИ

Заведующая сектором торговли и услуг отдела экономики, торговли и услуг Гродненского райисполкома Марина ГРЕСЬ:

— Сегодня бизнес и органы гос­управления строят отношения на принципах партнерства. Мы активно разъясняем нормы законодательства субъектам хозяйствования, которые только начинают свою деятельность. Особенно это актуально для тех, кто желает пользоваться льготами в рамках Указа Президента от 22 сентября 2017 года № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Преференциями уже воспользовались 55 субъектов хозяйствования (25 в сфере торговли, 2 в общественном питании и 28 в сфере бытового обслуживания). В соответствии с документом четыре организации на территории района реализовали свое право торговать в розницу алкогольными напитками в стационарных магазинах торговой площадью меньше 50 квадратных метров — в деревнях Бакуны, Новики и агрогородке Луцковляны, а также в автомагазинах ЧТУП «Динтори».

Андрей ГАУК, первый заместитель председателя Гродненского областного потребительского общества:

— Сегодня в области работают 107 наших автомагазинов, они обслуживают 82 тысячи человек. Конечно, конкуренция в развозной торговле приличная и со стороны частников, и со стороны крупных торговых сетей. Тем не менее это только подстегивает работать лучше, доставлять качественные продукты и делать это вовремя.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Польза от Указа № 345 налицо. Частник, который когда-то рискнул пойти со своим делом на село, и так работает в незавидных условиях. Одни только ухабы и ямы на пути к покупателю в отдельных деревнях выливаются в крупные суммы затрат в строке «амортизация транспорта». А топливо? У Бялых расход в месяц примерно на 3 тысячи руб­лей. Так что послабления в правилах ведения бизнеса по Указу № 345 — это мощный стимул остаться в игре.

Единственное предложение, на мой взгляд, — самое время применить льготы для торговли, общепита и бытовки в абсолютно всей сельской местности, не ущемляя интересы крепких деревень. Ведь в других регионах списки территорий, где «работает» указ, намного скромнее — так решили облсоветы депутатов. Именно им указ предоставил право решать, где будут действовать преференции. 

ostapchuk@sb.by.

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter