Надо ли нам опасаться ужесточения требований к дизельным авто?

Дизель не принимает отставку

Дизельный скандал, начавшийся в США с изобличения подтасовок экологических показателей одним из известных автопроизводителей, получил громкое продолжение. В Германии федеральный суд недавно разрешил местным властям запрещать въезд дизельным авто экологического стандарта Евро–1 — 5 в города с наиболее сложной экологической обстановкой. Дюссельдорф и Штутгарт уже воспользовались таким правом в дни, когда концентрация загрязняющих веществ в воздухе превышает установленные нормы. Ездить можно лишь на дизельных авто самого продвинутого стандарта Евро–6. При этом 61 процент опрошенных граждан ФРГ, где влияние «зеленых» сильно как нигде, ситуацию одобряет. Так что, возможно, в Германии появятся и другие запретные для дизельных авто места. Рынок уже отреагировал на эти опасения.


Во–первых, замедлились продажи новых автомобилей с дизельными двигателями. В Германии, по некоторым данным, за прошлый год они упали на 13 процентов. Аналогичная ситуация в Италии и Франции. Во–вторых, многие автовладельцы–дизелисты, испуганные возможными ограничениями на право пользоваться своей машиной, решили срочно избавиться от нее. Но не тут–то было! Спрос на подержанные легковые автомобили с дизельными двигателями также упал. В Германии их скопилось около 300 тысяч. Средний срок продажи дизельного авто растянулся до 103 дней — на 20 дней больше, чем при продаже его бензинового собрата. Поэтому многие торговцы отказываются брать старое дизельное авто в зачет при покупке новой машины. Не будет преувеличением сказать, что соответствующий сегмент немецкого авторынка близок к стагнации. А в таком случае в соответствии со всеми законами экономики цены падают. В среднем стоимость дизельных авто упала в Германии на 1.750 евро, а в некоторых случаях — до трех тысяч. И, возможно, это не предел.

Казалось бы, вот он, момент удачи для наших автовладельцев, желающих прикупить европейский автомобиль. В Украине, например, влет ушли полторы тысячи немецких дизельвагенов из США, где тысячи и тысячи ставших вдруг непроходными по экологии машин плотными рядами заполняют пустыри. Заметно шире стал, судя по наблюдениям, выбор дизельных легковых автомашин европейских марок у московских дилеров. Ну а у нас? Наблюдается ли переток из затоваренной дизельными легковушками Европы в наши края? Чтобы понять это, в один из солнечных весенних дней, когда авторынок должен гудеть как улей, автор этих строк отправился на минские «Ждановичи». Увиденное несколько удивило. Мало того что потенциальных покупателей было негусто, так и предложение оказалось так себе.

Как известно, в соответствии с действующими таможенными нормами экономически целесообразно ввозить лишь иномарки в возрасте 3 – 5 лет с двигателем объемом не более 1.500 кубических сантиметров. Таких на рынке в Ждановичах обнаружилось всего около десятка, примерно половина из них — с турбодизелями объемом 1,5 литра. Выбор из последних и вовсе никакой. Либо это «Рено Гранд Сценик» 2015 года за 14.400 у.е; либо просто «Рено Сценик» тех же лет за 12.900. Если машина на год старше, то цена на 500 у.е. меньше. Пробег, как написано на шильдочке, «реальный», что и подтверждали изрядно изношенные шины. Обратившись к известному немецкому автомобильному сайту, убедился, что там аналогичные машины предлагаются в среднем за 7 — 9 тысяч евро. Прикинув затраты на растаможку и прочие расходы, прихожу к выводу, что перекупы пытаются «срубить» на каждой машине около тысячи европейских у.е., а то и более.

— Как же так, — интересуюсь у продавца. — В Европе не знают, куда девать дизельные машины, а у вас такие цены.

— Упал в Германии ценник на машины Евро–1 — 5, но не Евро–6, — последовал ответ. — А если все знаете, то съездите и купите.

— Каких–то заметных изменений на нашем рынке в связи с дизельгейтом и не стоит ожидать, — подвел черту известный автожурналист и эксперт Юрий Лихута. — Наиболее выгодные варианты из Германии, Франции, Италии уходят в страны — новички Евросоюза, где не так сильны экологические предубеждения. К нам в силу таможенных ограничений поступает слишком мало подержанных дизельных машин, чтобы перекупы–перегонщики сбрасывали на них цены.

Это же касается будущего, то для дизеля не все потеряно. Недавно фирма «Бош» показала новую технологию, позволяющую в разы снизить выбросы оксидов азота. При норме 120 миллиграммов на километр, вступающей в Европе в 2020 году, показания инновационного автомобиля оказались втрое меньше. Позволит ли это смикшировать последствия дизельгейта? Время покажет.

А надо ли нам опасаться ужесточения требований к дизельным авто? В Госстандарте Беларуси сообщили: новые либо подержанные легковые автомобили, ввозимые на территорию ЕАЭС, в настоящее время должны соответствовать экологическому классу 5. Эта норма действует в странах ЕАЭС с 2016 года. В отношении же автомобилей, произведенных на территории ЕАЭС, она введена с 2017 года. И как–то ужесточать требования к новым и ввозимым дизельным легковым автомобилям в ближайшее время не планируется, сообщил заместитель начальника управления регулирования воздействия на атмосферный воздух, изменения климата и экспертизы Минприроды Беларуси Андрей Пилипчук. В том числе по той причине, что экологическая ситуация в стране за 5 лет существенно улучшилась. Не планируется как–либо ограничивать и эксплуатацию дизельных авто прежних лет выпуска.

bibikov@sb.by

Есть вопрос: бензин или дизель?

рисунок олега карповича.

Владимир Ушкевич, генеральный директор Гродненской областной ассоциации фермеров:

— Езжу на бензине. Хотя у меня был автомобиль и с дизельным двигателем. Я от него отказался — не понравилось. Во–первых, было какое–то субъективное ощущение того, что движок работает через силу. Не говоря уже о том, что с понижением температуры до 25 градусов мороза необходимо было заливать специальное топливо, так называемую арктику. Приходилось все время следить за прогнозами погоды, что–то подгадывать. Ведь пропустишь момент — обычное дизельное топливо промерзает, и машина уже не заводится...

Екатерина Гусева, главный редактор туристического портала Vedi.by:

— Стаж моего активного вождения — более 10 лет. Наездила около 300 тысяч км. Сменила три автомобиля. И все были бензиновые. Сейчас заправляюсь топливом не ниже АИ–95. Из плюсов перед дизелем с ходу назову два: всегда заводится зимой и нет запаха топлива в салоне. Так что я — однозначно за бензин! А что касается электромобиля: конечно, он более экологичен, но тут есть вопросы с наличием заправок и максимальной скоростью движения. Я же по роду деятельности много путешествую на большие расстояния. Да и «кушает» моя машинка, кстати, всего 6 литров на 100 км. Довольно экономично.

Игорь Набоченко, таксист, Гомель:

— Про дизельгейт я, конечно, слышал. Это плохо. Однако от своего дизельного автомобиля отказываться не собираюсь. Мне семью кормить надо! Каждая копейка на счету, а дизель выгоднее бензинового двигателя, что в моем бизнесе очень важно. И, честно говоря, если выбирать между, как мне кажется, довольно теоретическим загрязнением окружающей среды и реальной колбасой на моем столе, я выбираю последнее. В общем, я за дизель — он выгоднее для таксистов. А будет дешевым в эксплуатации и доступным по кредиту экологичный электромобиль, конечно же, пересяду на него.

Дмитрий Жесткин, автомоляр, Гомель:

— Ко мне приезжает много разных людей — красить, перекрашивать свои автомобили. И я имею реальное представление о состоянии нашего автопарка. Мы все еще в основном — вторичный авторынок, где экологически опасны почти все виды двигателей: что дизельные, что на бензине. Кроме того, полно автомобилей без техосмотра или настолько подержанных, что даже непонятно, как они его прошли... Кстати, все эти забракованные в Европе дизельные автомобили, как мне кажется, постепенно будут перепроданы через вторые и третьи руки на постсоветском пространстве. И дизельгейт, если ничего не предпринимать, через пару лет обязательно придет к нам!

Александр Холод, автолюбитель, Минск:

— Дизельгейт — для всех неожиданная и очень неприятная штука: лично я и представить себе не мог, чтобы такая уважаемая фирма, как Volkswagen, пыталась обмануть весь мир! И, конечно же, сам я двумя руками за высочайшую экологичность всего нашего автотранспорта. Вот только электрокары, как мне кажется, еще так далеки от нас, обычных смертных, что я о них и не задумывался. Сам же я принципиально как можно чаще езжу на метро, много хожу пешком и, думаю, этим вношу даже больший вклад в сохранение экологии, чем какой–то зажиточный европеец, пересевший в «Теслу»... Впрочем, если электромобили станут доступнее и решатся вопросы с зарядкой — приобрету электромобиль охотно!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter