Динамический автотренажер полностью имитирует кабину большегрузного самосвала.
Финалистам — командам горного института Кузбасского технического госуниверситета и гидромеханического факультета Уральского горного госуниверситета — предстояло решить реальную производственную проблему. С ней сталкиваются предприятия, эксплуатирующие карьерный транспорт: зимой на кузовы карьерных самосвалов налипает глина. Как очистить машину? Кемеровчане Евгений Райфекершт, Валерия Попова, Виктор Дмитриев и Роман Филютович под руководством капитана команды Сергея Бирюкова применили форсуночное распыление, а соперники способ вибрации. Жюри присудило победу будущим инженерам из Кузбасса.
Чемпионат, образовательный проект для студентов политехнических вузов, которые обучаются по направлению «Горное дело» и «Машиностроение», стартовал в мае. В финале же сразились победители отборочных туров в регионах. А вне зачета в соревнованиях участвовали молодые конструкторы БелАЗа.
— Мы даем студентам практические кейсы — задания, основанные на реальной ситуации из жизни того или иного предприятия, — пояснила представитель компании — организатора соревнований Наталья Холодулина. — Таким образом, вовлекаем ребят в решение конкретных производственных задач.
Максимально приблизить подготовку молодых специалистов к жизни помогает соглашение о научно–техническом сотрудничестве между КузГТУ и белорусскими машиностроителями. Благодаря такому сотрудничеству у будущих инженеров–механиков по специальности «Эксплуатация карьерного транспорта» появился современный динамический автотренажер с системой визуализации, полностью имитирующий кабину большегрузного самосвала «БелАЗ–7513». Первая в России специализированная образовательно–практическая площадка оборудована прямо в учебной аудитории. Студент в кабине, словно в кинотеатре 5D, испытывает те же ощущения и нагрузки, что и водитель. В «окна»–экраны он видит дорогу, разрез, горный отвал, а когда виртуальная машина наезжает на камни, ее трясет по–настоящему. Инструктор, следящий за действиями водителя по монитору, может установить для него любой режим: день или ночь, дождь или снег, дать задания (погрузка, разгрузка, движение по змейке, заезд в ремонтный док), а потом внезапно включить функции возгорания двигателя, падения давления в системе или, скажем, отказа рулевого управления.
Вместе с тренажером сибирякам передали учебные материалы с самой свежей информацией о «БелАЗах». Заводчане планируют установку тренажеров в других российских вузах.
Юлия Потапова
potapova–kem@yandex.ru