Не допускать халатности и соблюдать технический регламент эксплуатационных работ: как работать в поле без ЧП

Дело техники

Выражение «битва за урожай» — метафора, которая характеризует титанический труд сельчан. К счастью, ведется она под мирным небом и на мирных полях. Однако даже здесь периодически случаются потери — пылает зерноуборочная техника. «Р» разбиралась в причинах.

Старший инспектор Ветковского РОЧС Евгений Матусевич с механизатором Николаем Гавриленко обсуждают возможные причины ЧП на поле.

Сводки с полей

С начала уборочной на полях Гомельщины горели шесть комбайнов. Половина из них восстановлению не подлежат. Четыре возгорания случились в течение месяца.

В середине сентября на поле в Рогачевском районе полностью сгорел принадлежавший КСУП «Болотня» пресс-подборщик. Спустя две недели история повторилась в Буда-Кошелевском районе. Там загорелся кормоуборочный комбайн «Полесье FS80» экспериментальной базы «Пенчин». В этом случае машину удалось частично спасти. Огнем повреждены кабина, моторный отсек, шасси и жатка. Тем не менее в хозяйстве рассматривают варианты ремонта и восстановления. В начале октября комбайн «Полесье GS12» горел в хозяйстве «Михайловское-Агро» в Светлогорском районе.

Чтобы поговорить о проблеме на конкретном примере, вместе с сотрудниками Гомельского областного управления МЧС отправляемся в ОАО «Дружба» Ветковского района. Чрезвычайное происшествие, нарушившее размеренный ход уборочной кампании, здесь пережили еще в августе.

Машина пламенем объята

Во дворе машинно-тракторного парка рассматриваем то, что два месяца назад было комбайном «Полесье GS12». Теперь груда обгоревшего металла дожидается отправки в пункт приема вторчермета.


В свой последний рабочий день машина находилась в поле с раннего утра. Недалеко от поселка Лядо шла уборка ячменя. В седьмом часу вечера один из комбайнов внезапно задымился. Находившийся в другом экипаже Николай Гавриленко заметил это и бросился на выручку к товарищу:

— Дым валил из моторного отсека. Стали тушить вместе, пока не израсходовали все огнетушители: сперва порошковые, потом еще углекислотный. Да у меня в кабине канистра с водой стояла — ее тоже вылили. Поначалу вроде дым сбили, а потом как полыхнет снова — уже низ кузова. Поняли, что сами не справимся…

Ситуацию усугубил мощный ветер, сделавший пожар еще сильнее. Справиться с ним удалось лишь прибывшим на вызов сотрудникам МЧС. Они же спасли неубранную часть посевов, не дав распространиться огню.

Комбайн сгорел полностью. Частично уцелели лишь передние колеса. Задние пришлось устанавливать для того, чтобы отбуксировать «погорельца» на мехдвор. Слабым утешением может служить то, что уничтоженный комбайн полностью выработал свой ресурс. По документам его амортизация равнялась ста процентам.


Описанный случай — типичный. Чаще всего возгорание начинается в моторном отсеке. Измельченные фрагменты перемалываемых растений, частицы стеблей, колосьев, травы и полевая пыль попадают на узлы, которые в процессе работы достаточно сильно нагреваются. Начинается тление, а затем происходит горение. При этом огонь быстро набирает силу, чему способствуют обилие смазочных веществ, а также материалы, из которых выполнена изоляция электропроводки и гидравлические системы. Ликвидировать такой пожар на ранней стадии с помощью огнетушителей крайне сложно.

Что делать?

Любая чрезвычайная ситуация — совокупность стечения различных обстоятельств и факторов. Можно ли их избежать и, соответственно, не допустить пожара? Заместитель начальника отдела надзора и профилактики Гомельского областного управления МЧС Дмитрий Кульнис считает, что это возможно:

— В основном к пожарам приводит несколько причин. Среди них — механическое повреждение узлов и деталей, которые выходят из строя во время работы, несоблюдение технического регламента эксплуатационных работ, нарушения правил эксплуатации электрооборудования и электроприборов. Но чаще всего имеет место пресловутый человеческий фактор. Говоря прямо, это халатность. Если не допустить ее, делая все вовремя и по регламенту, вероятность ЧП сводится к минимуму.
Порядок обслуживания транспортных средств, включая обеспечение пожарной безопасности, детально расписан в руководстве по эксплуатации от производителей. Элементарные меры — очистка моторного отсека, обдувка узлов и деталей с помощью компрессорного оборудования, которая должна осуществляться перед началом работы. Это в идеале. Как обстоит в реальности — вопрос, ответ на который знают в каждом конкретном хозяйстве.
— В разговорах с механизаторами приходилось слышать высказывания, будто требования регламента слишком строгие и на практике якобы невыполнимы, — отмечает инспектор сектора надзора и профилактики Ветковского РОЧС Евгений Матусевич.  Дескать, в разгар полевых работ просто не до этого и все силы уходят на достижение главной цели — завершить уборку. Однако ничего сверхъестественного в правилах пожарной безопасности нет. Как бы ни было сложно, необходимо находить ресурсы, силы и время на их выполнение.


Есть и другие аспекты темы. На момент возгорания ближайшие подразделения МЧС могут находиться в нескольких десятках километров. Путь решения известен еще с советских времен. Это организация добровольных пожарных дружин, несущих дежурства непосредственно в поле. Кстати, в хозяйстве «Пенчин» в Буда-Кошелевском районе добровольцы прибыли на пожар первыми и сумели частично спасти комбайн. Раньше такие дружины были в каждом хозяйстве. Сейчас прежней массовости, к сожалению, нет.


Из той же категории вопрос наличия автомобилей, предназначенных для пожаротушения. К слову, еще весной Гомельское областное управление МЧС передало хозяйствам региона несколько десятков автоцистерн, пригодных для такой миссии.

Еще перед стартом уборочной кампании спасатели посетили хозяйства, провели занятия и инструктажи о том, как действовать при пожаре, а главное — о том, как их избегать. Не секрет, что все, о чем говорят на таких встречах, механизаторам давно известно. Осталось применять на практике, чтобы гореть на работе лишь образно, но не в буквальном смысле.


prolesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter