Молодой композитор Анастасия Бендерская – о хоровом пении и любви к фольклору
Дела сердечные
— Хоровая музыка — моя любовь, и все, что связано с хором, — это дела сердечные, — смеется Анастасия.
Ей всего 30 лет, в сегодняшних реалиях — последняя пора юности, первый шаг в молодость. Вроде и вся жизнь еще впереди, но и понимание, осознание своего пути уже проросло в душе и укоренилось.
— Я не сразу пришла к мысли, что буду именно композитором, — рассказывает Настя. — Но постепенно отпадали другие варианты, и чем старше становилась, тем крепче была уверенность, что я выбрала правильно. И сейчас в своем призвании уже не сомневаюсь.
Она из музыкальной семьи, хотя родители непосредственно с музыкой не связаны — зато есть бабушка-пианистка, которая в свои почти 80 лет продолжает преподавать в консерватории. Анастасия Бендерская сперва тоже училась как пианистка, затем как музыковед, параллельно пробовала что-то сочинять сама. Потом наконец решилась — забрала документы из академии музыки и поступила снова, уже на композицию. Отучилась у композитора Владимира Дорохина. Сама с удовольствием поет в хоре Salutaris, хотя профессиональной певицей себя не считает. Но душа просит петь, и собственные сочинения для хора девушка для начала проверяет на себе.
— Не все можно обдумать и просчитать. Я, как правило, пробую спеть сама, насколько позволяют мои вокальные данные, и прочувствовать, как это будет органичнее. Где-то дело опыта, где-то вкуса, где-то интуиции. В сумме они дают результат.
Свои произведения она называет хоровыми фантазиями на народные темы: песенный фольклор Беларуси, все эти традиционные веснянки, заплачки и величальные — то, о чем Настя может говорить, кажется, бесконечно, с блеском в глазах и искренним наслаждением:
— Народная песня не просто мелодия, а нечто гораздо большее! Какой-то дух, энергетический сгусток витает и вбирает в себя настроение, историю земли, обычаи, традиции, что-то неописуемое и словами непередаваемое концентрируется в народной песне.
Исполнитель и композитор в той или иной степени могут своими средствами передать это настроение и эту архаику. Я бы даже не различала духовную музыку в общепринятом понимании и народную: и там и там свой сакральный смысл. Но когда пишу хоровые обработки или фольклорные фантазии, то не предполагаю народного звучания голоса, а пытаюсь, насколько это возможно, соединить академическое искусство и фольклор.
«Что из того, что мы делаем, — ремесло, а что — вдохновение?» — размышляет молодой композитор. И тут же оговаривается: очень важно найти своего исполнителя, который не только поймет твой замысел, но и сможет увидеть его скрытый потенциал, не всегда даже самим автором осознаваемый до конца.
— Это большое счастье, — считает Анастасия Бендерская. — Каждый исполнитель привносит в произведение что-то свое. И чем он глубже, духовно объемнее и выше, тем больше он в силу своей одаренности может вложить в исполнение, не просто поняв задуманное автором, а даже улучшив конечный результат. Если такое случается, это действительно чудо. Мне повезло встретиться с Ольгой Янум и наладить творческий союз, я рада этому сотрудничеству и тому, насколько хорошо мы друг друга понимаем.
Без планов на будущее даже в нынешнее неопределенное время жить невозможно. Вот и Анастасия Бендерская задумывается о перспективах. Молодому автору хочется многого: собрать все свои вокальные произведения и выпустить нотный сборник, а возможно, записать и диск, подытожив таким образом прошедший этап становления. А также усложнить свою профессиональную задачу, начав писать не только для хора, но и для оркестра — благо появилась уверенность в своих силах. И испытывать удовлетворение от проделанной работы.
— Процесс сочинения исключительно увлекательный, и плоды, которые он приносит, настолько радостные, что я бы все равно этим занималась, даже без каких-либо бонусов в материальном плане, а просто получала удовольствие, — подытоживает Настя.
Приятно, когда молодые люди знают, чего хотят. И вдвойне приятно, когда исполнять свои желания они намерены собственным трудом, а не по щучьему велению. Как-то сразу пропадает желание поправлять на носу очки и занудно скрипеть: «Вот мы в наше время!..» Появляются оптимизм и надежда: хорошая у нас молодежь! Честное слово, можем гордиться.
ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.