Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Эту зебру страшно и днем переходить». Разбираемся в подробностях аварии вблизи Смиловичей, в которой погиб подросток

Давайте замечать друг друга

Мы постоянно куда-то спешим и в привычной суете порой забываем о собственной безопасности: не смотрим по сторонам, когда переходим дорогу, торопясь, не думаем о том, чтобы найти ближайшую зебру, а перебегаем проезжую часть в неположенных местах, отвлекаемся на телефонные звонки и сообщения в мессенджерах за рулем. Последствия такой невнимательности обходятся дорого, а порой могут и вовсе стоить жизни. Но каждому по силам избежать трагедии. Для этого нужно немного: в темное время на дороге обозначать себя фликером, сбавлять скорость перед зеброй, обращать внимание на светофоры, разметку и дорожные знаки. В этом корреспонденты «Знаменки» убедились в очередной раз, готовя новый выпуск рубрики «Разберемся».
«В Шклове кроссовер наехал на 14-летнюю велосипедистку», «В Смолевичах легковушка на пешеходном переходе сбила мужчину», «В Гомеле водитель легковушки ехал на красный свет и сбил двоих детей» – это только часть сообщений о ДТП с участием пешеходов за последний месяц. Вечером 9 октября в сводках появилась еще одна жуткая новость: вблизи городского поселка Смиловичи Червенского района внедорожник на пешеходном переходе насмерть сбил подростка-велосипедиста. В комментариях на форумах высказались пользователи, которые часто проезжают по этому участку. Они утверждают, что «эту зебру страшно и днем переходить», «движение всегда оживленное, сам бы точно не рискнул пересечь здесь дорогу». Корреспонденты «Знаменки» вместе с сотрудниками ОГАИ Червенского РОВД выехали на место трагедии, чтобы посмотреть на злополучный пешеходный переход, и узнали, как можно было предотвратить смертельную аварию.

Тот самый пешеходный переход

С временно исполняющим обязанности начальника отделения госавтоинспекции Червенского РОВД Александром Мануликом и инспектором дорожно-патрульной службы Сергеем Бурым у злосчастного перехода встречаемся утром в субботу. В день трагедии Сергей одним из первых прибыл на место происшест­вия, рассказывает капитан милиции Бурый:

– Около 21:00 поступила информация о том, что вблизи поселка Смиловичи водитель наехал на подростка. На место прибыли сотрудники ГАИ и медики. Спасти ребенка не удалось.

У перехода, на котором произошла авария, близкие и друзья мальчика создали памятный мемориал. Каждый день сюда приносят цветы, мягкие игрушки, сладости, зажигают свечи. Рядом лежит куртка Никиты*, именно в ней он был в ту роковую пятницу. По предварительной информации, 9 октября 12-летний школьник с друзьями отправился на велопрогулку. В конце вечера мальчишки вызвались проводить до дома подругу, которая живет в соседнем агрогородке. Сергей Бурый указывает на крыши, которые виднеются в паре километров от нас:

– Это агрогородок Заполье, именно туда и направились ребята. Попрощались со сверстницей и собрались по домам.

Сергей Бурый

До нерегулируемого освещенного пешеходного перехода подростки до­ехали втроем, но пересечь его смогли только двое. По словам товарищей Никиты, они оба пересекли зебру, а мальчик оставался позади, думали, что друг следует за ними… Громкий удар заставил парней обернуться. Никита лежал на островке безопасности, который разделяет потоки встречных авто, а впереди в десятке метров стоял покореженный внедорожник. Удар был настолько сильным, что велосипед школьника разорвало на части: колесо лежало рядом с телом, а раму и руль позже нашли в кювете, в сотне метров от места ДТП.

Сотрудники Госавтоинспекции отмечают, что трафик на этом участке трассы М-4, которая соединяет Минск и Могилев, всегда оживленный. Только за первые десять минут нашего дежурства мимо проехало более 60 машин. Еще пару недель назад автовладельцам разрешалось проноситься по магистрали на скорости до 120 км/ч, но после происшествия рядом с поселком Смиловичи установили ограничение – теперь здесь можно двигаться не быстрее 60 км/ч. В настоящее время на уровне руководства области принимается решение о том, чтобы в данном месте на постоянной основе ввести скоростное ограничение, поясняет Александр Манулик:

– За последние пять лет на этом пешеходном переходе зарегистрировано одно ДТП, которое произошло в конце 2018 года. Молодой водитель, с опытом вождения менее двух лет, ехал в сторону Минска, в это время на переход вышла девушка. Водитель вовремя сориентировался, успел увести транспортное средство в сторону, у пешехода были зафиксированы легкие телесные повреждения.

Вместо 120 км/ч – 80 

Куда более печальная статистика у перехода около деревни Кулики. На 29-м километре трассы М-4 оборвалась не одна человеческая жизнь. Но за два последних года количество аварий в этом месте значительно сократилось, рассказывает майор милиции Манулик:

– Добиться этого удалось благодаря тому, что в прошлом году на том участке обновили освещение, ввели ограничение скорости до 90 км/ч, установили стационарный датчик контроля скорости.

При реконструкции трассы М-4, которую проводили в 2012 году, обратили внимание на еще одну нерегулируемую зебру недалеко от поселка Снежки. В этом месте переход сделали надземным. Но не все местные жители это оценили, обращает внимание Александр:

– Некоторые пешеходы все равно нарушают правила дорожного движения, выбегают на проезжую часть и перелазят через ограждение, разделяющее потоки машин.

– Перелазят? – уточняем мы, глядя на металлический забор высотой около полутора метра.

Наземный переход у поворота на деревню Снежки

– Да, а пожилые «перекатываются» под ним. В начале года был случай. Пенсионерка шла в гости к дочери и вместо того, чтобы перейти дорогу по надземному переходу, до которого, к слову, оставалось менее ста метров, вышла на дорогу. У бабушки на одежде не было световозвращающих элементов, и в темное время суток водитель не успел ее заметить.

По предварительной информации, на одежде Никиты фликера в день аварии также не оказалось. Только катафот на переднем колесе велосипеда. Но этого оказалось недостаточно – водитель утверждает, что ребенка на дороге он не заметил. Делать выводы по данной ситуации пока рано, полную картину происшествия восстанавливают специалисты. На данный момент главная задача сотрудников ГАИ – не допустить подобных инцидентов в будущем, рассказывает Александр Манулик:

– После ДТП сотрудники объехали школы района и напомнили ребятам о правилах дорожной безопасности. Такие встречи стараемся проводить раз в месяц. Общаемся с учителями, школьниками и их родителями. Напоминаем, что в темное время суток нужно обязательно носить фликер, переходить дорогу в специально предназначенных для этого местах и ступать на проезжую часть только после того, как убедился, что водитель сбавляет скорость. Надеемся, эти рекомендации будут услышаны.

…Покидая место аварии, замечаем двоих юношей, направляющихся к пешеходному переходу. Как они поведут себя: остановятся и осмотрятся или пойдут напролом? Парни выбрали второй вариант и выбежали на зебру. Сколько жизней еще должно быть покалечено, чтобы мы начали ценить свою?

*Имя изменено

ЦИФРЫ «ЗН»

С начала года на дорогах Минской области зафиксировано 614 ДТП, в результате которых 137 человек погибли, 641 получил травмы различной степени тяжести.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Мы часто слышим от пешеходов и велосипедистов, мол, их права ущемляют: то на переходе не пропускают, то пройти во дворах негде из-за большого количества припаркованных машин. Причины для недовольства ситуацией на дороге возникают и у автолюбителей. Слово минчанину Максиму Мельникову – водителю с 10-летним стажем.

– За все время управления автомобилем в аварию попадал трижды: первый раз – когда меня подрезали, второй – когда подрезал я (да, есть такой грешок), а третий случился два года назад. Это было в воскресенье, я возвращался по трассе Р-3 из Бегомля в Минск. За окном темно, движение оживленное. Соблюдал скоростной режим, на том участке разрешено ехать не более 120 км/ч. В один момент машина передо мной резко затормозила, я следом за ней… Но столкновения избежать не удалось. Итог – помятый бампер, разбитая фара, погнутое крыло. Если бы ехал чуть быстрее и не соблюдал дистанцию, последствия могли быть более плачевными. А в чем причина аварии? Ока­зывается, на нерегулируемый пешеходный переход вышла бабуля. Перед тем как ступить на зебру, она даже не посмотрела по сторонам, а уверенным шагом направилась на противоположную сторону дороги. Бабушка даже не обернулась, услышав скрежет металла от столкновения машин. К чему это все… Иногда мне кажется, что пешеходы считают себя повелителями дорог: переходят где вздумается, а когда демонстрируешь свое недовольство звуком клаксона, могут и неприличный жест показать. Наверное, думают, что остановить автомобиль – секундное дело. Но тормозной путь машины даже на сухом покрытии может составлять несколько метров. Поэтому, нарушая ПДД, пешеход подвергает риску жизни сразу нескольких людей: себя, водителя авто (в момент торможения есть вероятность сильно удариться головой), и других участников дорожного движения, которые могли случайно оказаться на этой локации. 

Как-то с другом завели разговор на тему того, почему водителя могут лишить права управления транспортным средством, а для пешеходов таких ограничений не предусмотрено. Допустим, выбежал на проезжую часть в неположенном месте – двое суток домашнего ареста. Зато в следующий раз задумается, стоит ли нарушать правила или все-таки поискать зебру. 

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Надежда Хотяева, медсестра детского сада № 2 городского поселка Чисть, Молодечненский район:


– Недавно стояла на тротуаре и ждала, пока на светофоре загорится зеленый. В это время услышала позади цокот приближающихся женских каблуков. Спустя пару минут со мной поравнялась девушка. Не глядя по сторонам и уткнувшись в телефон, она едва не вышла на проезжую часть прямо под колеса авто. Хорошо, что я вовремя дернула ее за руку. О том, что могло произойти, и подумать страшно. Водитель не всегда может резко затормозить, а иногда это и вовсе невозможно. Когда вижу людей, которые переходят дорогу в наушниках или с гаджетами в руках, всегда задаюсь вопросом: как так можно? разве в их жизни что-то изменится, если они ответят на сообщение другу позже? А еще меня удивляют те, кто в темное время суток ходит без светоотражающих элементов. Мол, они не подходят к сумочке. Но это так неважно по сравнению с тем, что фликер может однажды спасти нашу жизнь.

shestakevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter