У нас так заведено: сельчан не обижать. Это требование Президента знают все, почему же оплошал сельмаг?

Дать бы прикурить...

Письма из деревни

Сельский магазин в деревне — больше, чем сельмаг! Нет, понятно, это торговый объект с прилавком (хотя есть уже и с самообслуживанием), расписанием, товарооборотом. И конечно, сельчане идут сюда прежде всего за необходимым, за тем, чего своего (из продуктов) у самих нет. Но — не только! Мало магазину в деревне ограничиться лишь обменом товаров на деньги (хотя, кто не знает, еще кое-где и «на павер» могут продать, то есть под запись в тетрадку, если временно нет денег). Продавец здесь своеобразное лицо государства, власти и принятого у нас порядка. Магазин как перекресток настроения, место обмена новостями. Наличие в ассортименте товаров, цены на них — самые актуальные маркеры государственной экономики, если хотите, идеологии. Стало быть, и продавец здесь больше, чем просто продавец.

Почему именно в сельском магазине? Так, собственно, должно быть во всех торговых учреждениях, но в деревне — особенно. Потому что магазин там, как правило, один. Нет, есть агрогородки, где их несколько, причем разной формы собственности. Но в моей деревне (она же, кстати, и агрогородок) стационарный торговый объект один. Справедливости ради: пару раз в неделю сюда заходит еврооптовская автолавка и кое-какие заказы, а также товары на реализацию привозит моторизованная почта.

Иду в магазин. К государственному, стало быть, постпреду. У меня конкретные поручения: купить сахар на варенье — себе, сигарет и вина (без этого, увы, никак) — моим помощникам. Из списка в наличии только вино, да и то более чем на рубль дороже, чем такое же в райцентре (и произведенное, кстати, тоже в райцентре). Сигареты есть, говорит смущенная продавщица, но… дорогие — от 4 рублей и выше. Как же так — а где дешевые, нашего производителя сигареты, где спички, сахар — самый ведь сезон ягод?!

Ничего этого нет. Да ладно, не верю я, в райцентре, в коммерческих магазинах всего этого в достатке, почему же здесь коопторговля такая бедная? Или не предприимчивая? Продавщица, ясное дело, здесь ни при чем, последние полгода она, похоже, то и дело шлет заявки на сигареты и другие востребованные и недорогие товары — воз и ныне там. Полгода!

Отступать некуда. Вижу вопросительные взгляды собравшихся покупателей-односельчан: что, дескать, съел, столица, а ты думал, что в рай попал… Прошу у продавщицы телефон руководства в райцентре. Звоню: там только товаровед, да и то собирающийся увольняться, райпо уже присоединили, и начальство теперь на удалении километров 80. Не отступаем, набираем мобильный самого главного торгового начальника райпо. Состоялся примерно такой диалог (сокращенно).

— Как же так — разгар страды, жатва стартовала, а механизаторы не могут купить дешевых сигарет со спичками?! Они что — самые богатые, что им по 4 рубля предлагают?

— Понимаете, нет денег, чтобы закупить…

— Вот как, тогда почему вы сегодня, да и все полгода, не приехали сюда, не посмотрели своим покупателям (и не только этого сельмага) в глаза, не попытались объясниться? Представьте себе, если бы, допустим в самом страшном сне, не нашли денег закупить запчасти, ГСМ, технику, какая бы судьба была у выращенного урожая…

— Да, вы правы, постараемся изыскать…

— И сахар, пожалуйста, изыщите, другие недостающие товары и продукты. Вы хоть понимаете, что из-за вашей и ваших служб, скажу мягко, неразворотливости сельчане стрелки зачастую переводят на Минск, страдает вообще авторитет власти. Незаслуженно страдает! Нет же у нас в стране этого дефицита…

— Я завтра перезвоню вам, изучив вопрос.

Завтра мне не позвонили, это снова сделал я.

— Какие меры приняты? — спрашиваю вежливо.

— Сигареты попробуем завезти в понедельник…

— Не попробуем и не в понедельник, а давайте хотя бы в пятницу (разговор был во вторник).

Спустя время узнаю: сахар доставили назавтра, сигареты — уже в четверг. Как-то зашел в магазин за хлебушком, продавщица благодарит: «Спасибо большое, товарооборот увеличился, а сигареты по рубль 60 копеек и сейчас есть в продаже. А люди как довольны!»
Вот это и есть главное. Что люди довольны. Так всегда быть должно. У нас в стране давно принято и заведено: сельчан не обижать. Это требование Президента знают все в вертикали власти. И сами люди знают. Не обижать никогда, если надо — поделиться с ними городу, ну а когда проблемы эти рукотворные, местного разлива, то и вовсе недопустимо!

Вот я и думаю: отчего возникла некрасивая история — с поставкой в сельские магазины дешевых отечественных сигарет? Допустим, не было у райпо средств на их закупку. Но за это время их следовало бы найти, хоть из-под земли, в этом суть предприимчивости, гибкого управления. А так, получается, в частных магазинах есть все что угодно. Но, во-первых, они далеко не во всех деревнях, а во-вторых, какая конкуренция-то — заведомо проигрышная! Еще причины необоснованного дефицита? Своего райпо в районе нет — присоединили к другому, даже не совсем соседнему, вот здешние магазины и остались в роли падчериц — им, видимо, завозят необходимый товар в числе последних. Если вообще завозят…

Наверняка есть и другие причины. Суть даже не в них. В несправедливости. В деревне живут и работают не самые богатые (материально) люди. Но очень заслуженные перед своей страной! И цены, и ассортимент товаров в сельмагах потребкооперации должен быть этому под стать и на особом контроле. И если нет, то кому за это разгильдяйство дать прикурить? А пока, вот хоть убейте меня, не пойму: почему продукт, произведенный в райцентре, там продается по одной цене, а в магазине за десять километров уже по другой — более высокой…

mikhovich@sb.by

P.S. «В ближайшие дни помочь не смогу, — сказал мне Игорь. — Завтра в лес пойду на работу». — «Ты что — в лесничестве служишь?» — «Нет, я за ягодами-грибами, пока городские не понаехали…» О том, как зарабатывают на дикоросах и кто как тратит эти деньги, — в следующей моей колонке.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter