Народный календарь и традиции. 10-16 апреля

«Дачакалiся вялiкага дня i самаго Вялiкадня»

Последняя неделя Великого поста носит название «Страстная». Время очень сложное, оно полностью базируется на триаде «Жизнь — Смерть — Жизнь». Здесь соединилось все: борьба со злом, муки, радость воскрешения и обновления всего живого. Неделя по сути своей показывает, что дорога к радости идет через боль.


Чистый четверг — день особый и значительный. Все мылось, чистилось: зная о предстоящих в Страстную пятницу деяниях зла, очищали себя от всякой скверны, не давая ей проникнуть в тело и душу.

ПРИМЕТА

По «стану надвор’я» и прогнозы: дождь обещал, что у коров будет много молока. А если хлеб и соль, вынесенные на ночь «пад страху», замерзнут, то морозами будут тронуты в мае и все посевы. А вообще, погода на «Вялiкдзень» будет подобной вплоть до самого Вознесения.

Страстная пятница отличается особой строгостью в поведении, дабы не прибавить зла неподобающими действиями в наполненный переживаниями день. Соблюдали различные запреты, включительно на шум и звуки. Замолкают даже колокола, в народном представлении они — одухотворенные существа.

В последние предпасхальные дни готовится самый главный символ этого праздника. Окрашивают и декорируют яйца. Яйцо — символ плодородия, возрождающейся жизни. У нас к Великому дню за время поста собирали по две, а то и более «капы» яиц («капа» — 60 штук). Окрашивали в основном луковой шелухой в красный цвет. Чтобы яйца получились «мраморными», в воду во время варки добавляли растительное масло.

Красный цвет — один из главных в нашей традиционной культуре. Он символизирует жизнь в самом ее широком смысле. Только родившееся «немаўлятка» после первого купания перевязывают специальным красным «пасакам‑спавiчом». «Вясельны» каравай называется «чырвоным». Молодые становились во время венчания на «рушнiк» с особым красным орнаментом. На «фартушку», который надевала невестке на второй день свекровь, тоже был красный орнамент или красные полосы как символ «радаводнай» эстафеты...

Умелые мастерицы готовили «пiсанкi» и «скробанкi», украшая их растительным и геометрическим рисунком. Со временем декорированное пасхальное яйцо стали изготавливать из других материалов. Их вытачивали из дерева и затем раскрашивали, над ними работали известные ювелиры. Кондитеры к празднику и сейчас делают совершенно немыслимые творения из бисквита, шоколада, различных глазурей, используя даже пищевое золото. Пасхальные яйца служили подарком для крестников, суженых, детей и многочисленной родни, оно является своеобразным символом единства.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter