Что писала "СБ" 77 лет назад о людях, строивших Минский автозавод

Иосиф Сталин в августе 1945 года подписал указ о начале строительства автозавода в Минске. К масштабным работам приступили с поразительной скоростью. Учитывая нехватку рабочих кадров, на МАЗ стали приглашать персонал из деревень и весей республики. Не просто вчерашним дояркам и сенокосам было сменить не только привычный образ жизни, но и профессию. Вот что писала "СБ" 30 апреля 1946 года о людях, поднимавших автозавод в материале корреспондента И.Правдина "На стройке автозавода. Подготовка кадров":


"В июле прошлого года па завод прибыла группа молодых колхозниц. Ни разу они не были на предприятии, не видели станков в движении. Прибыв на автозавод, девушки растерялись, не знали, за что взяться, какую выбрать профессию.  

- Я буду сторожем‚ - заявила Люба Пожиган. Другие пожелали стать уборщицами, пойти в охрану. Так в сборочном цехе внезапно оказалось... 25 уборщиц. Девушки не осмеливались близко подойти к работающему станку, с удивлением и любопытством осматривали мотор, сложное переплетение электропроводов. Руководство цеха не торопило новичков и дало им время осмотреться, освоиться с новой обстановкой.

Прошло около года, и все девушки стали квалифицированными слесарями, токарями, работают на сложных станках, собирают автомашины, перевыполняют нормы в два-три раза. Люба Пожиган, которая вначале твердо решила остаться сторожем, сейчас слесарь 5-го разряда, на сборке автомашин выполняет норму на 200-300 процентов.


Молодая колхозница из сельхозартели "Красный пахарь", Чаусского района, Катя Бугаева за год выросла в токаря 6-го разряда. Сейчас она выполняет самые сложные работы, производит все необходимые расчеты. Конечно, никакого чуда в этом нет. Катя, поборов первоначальную робость, энергично взялась за учебу, внимательно слушала объяснения инженера Козловского. На "отлично" сдала зачеты по техминимуму. Сейчас Катя мечтает о том, чтобы в недалеком будущем получить звание мастера. Так растут люди на автозаводе. 

Четвертая сталинская пятилетка поставила перед руководством завода грандиозные задачи. Постройка гиганта автопромышленности требует тысячи новых квалифицированных рабочих. Но эти кадры надо готовить самим всеми доступными методами, - начиная с индивидуального обучения и кончая курсами и техникумами.  Уже в текущем году индивидуально-бригадным методом намечена подготовка 730 новых рабочих, в том числе 143 слесарей, 130 токарей, 50 фрезеровщиков, 35 литейщиков и т. д.

Однако следует отметить, что первый квартал и апрель прошли почти бесследно. За четыре месяца окончили курсы лишь 60 новых рабочих. Это объясняется тем, что в последнее время подготовке кадров уделялось недостаточное внимание. Календарный план обучения рабочих не составлен, методы обучения не продуманы. Известно, например, что теоретические занятия обычно предшествуют практическим, но 36 литейщиков автозавода закончили сейчас практику в литейных цехах минских заводов имени Ворошилова и имени Кирова, и только теперь им собираются читать лекции. То же самое получилось со штамповщиками, которые сперва закончили практику на радиозаводе, а сейчас проходят теоретический курс обучения. В отдельных случаях из-за отсутствия помощи со стороны руководства срывается учеба. В конце марта должны были начать работу курсы электросварщиков в составе 30 человек. Этих людей, по приказу директора, должны были выделить цеха завода. Однако до сих пор люди не выделены, и курсы работу не начали. Обучаются электросварке лишь два человека. Не организована учеба и на курсах электрослесарей. Отсутствие пособий (чертежных досок, рейсшин, готовален и т.п.) тормозит открытие курсов чертежников и копировщиков.

Завод имеет большие возможности для подготовки кадров, но эти возможности пока не используются". 


***

Отметим, что параллельно со строительством цехов шла активная работа специалистов над запуском в серию первых пятитонных МАЗов. К 30-летней годовщине Великого Октября, 7 ноября 1947 года пять грузовиков с заводским индексом МАЗ-205 были "поставлены на колеса". Эти автомобили приняли участие в торжественном праздничном параде, ознаменовав начало серийного производства первых в стране пятитонных самосвалов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter