Что делать, если вам не нравится учитель вашего ребенка – психолог

«Непонятно объясняет», «Чрезмерно требовательный», «Слишком мягкий», «Запрещает звонить и писать ему в выходные», «Невзлюбил моего Васеньку» – у современных родителей претензии к учителям самые разные. Как разобраться, обосновано ли ваше недовольство? В каких случаях на «несовершенства» педагога можно закрыть глаза, а в каких не стоит медлить с поиском другого учителя? Разбираемся с психологом Надеждой Георгиевой.

Фото александра кулевского

Роль учителя в жизни ребенка

Психолог Надежда Георгиева. 
В современном обществе размываются иерархические границы, потому что люди все чаще общаются друг с другом опосредованно – в мессенджерах, социальных сетях. Роль и авторитет педагогов тоже претерпевают изменения. Тем не менее и в наше время учитель остается важным человеком в жизни ребенка, особенно младшеклассника.

«От контакта с учителем начальных классов зависит, с каким настроением ребенок ходит в школу, комфортно ли ему там. Эти два фактора влияют на самооценку маленького человека. Чтобы сложился дружелюбный контакт, родителям не стоит в присутствии ребенка обсуждать личность учителя в негативном ключе, тем более ругать и высмеивать», – говорит специалист.

Случайные люди в педагогике

Многие современные родители испытывают фрустрацию из-за своих завышенных требований и нереалистичных ожиданий. Если вы мечтаете об идеальном учителе, который полюбит вашего ребенка как родного или пробудит в нем гения, скорее всего, вас ждет разочарование, предупреждает Надежда Георгиева. По ее мнению, уносить ноги нужно от учителя, который или практикует физическое и психологическое насилие, или попустительски относится к процессу обучения, или берет взятки.

«Человеку, который срывается на крик, оскорбляет учеников или тем более может ударить ребенка, в школе делать нечего. О недопустимом поведении горе-педагога следует информировать директора, причем по горячим следам. Не дело, если учитель не в силах организовать полноценный образовательный процесс и на его уроках дети занимаются всем чем угодно, только не учебой. Встречаются учителя, которые демонстрируют расположение и ставят высокие отметки только детям, чьи родители «в знак уважения» дарят дорогие подарки, сдают большие суммы на ремонт класса. Задумайтесь, стоит ли человеку с таким сомнительным моральным обликом доверять обучение и воспитание своего ребенка», – объясняет свою позицию психолог Надежда Георгиева.

static.life.ru

Приметы хорошего учителя

В первую очередь хорошего учителя отличает то, что в каждом ученике он видит уникальную личность, ценит его индивидуальность и неповторимость. Все дети разные – со своим типом нервной системы, особенностями характера, способностями, скоростью усвоения новой информации. Кому-то легко даются точные науки, кто-то прирожденный гуманитарий, у кого-то родная стихия – творчество. Интровертивным детям требуется больше времени для адаптации в коллективе, а экстраверты с первых дней в школе с легкостью заводят знакомства, легко и непринужденно общаются с одноклассниками.

«Хороший учитель не просто замечает индивидуальные особенности ребенка, но и учитывает их. Он понимает: нельзя ожидать одинаковых результатов от всех учеников, поэтому не гребет их под одну гребенку. При этом учитель чуток и доброжелателен ко всем детям в классе, вне зависимости от их успеваемости», – поясняет психолог.

Еще одно качество хорошего учителя – способность в случае необходимости взаимодействовать с родителями, коллегами, школьным психологом, администрацией школы. Например, если в классе начался буллинг, хороший учитель не будет игнорировать проблему и не заявит: «Мое дело – учить вас математике, а все остальное меня не касается». Он примет все меры, чтобы нормализовать психологическую атмосферу в коллективе, и для этого подключит других участников образовательного процесса.  

Фото егора ермалицкого

Эмоциональный контакт

Бывает, учитель симпатичен родителю как человек, но как специалист доверия не вызывает. Потому что, например, в школьном чате пишет с ошибками. Расстроенный родитель задается резонным вопросом: а многому ли способен научить детей человек с хромающей грамотностью?

«С одной стороны, переживания родителя понятны: пробелы в знаниях чреваты неприятностями в будущем. С другой, если младшеклассник с удовольствием ходит в школу, тепло отзывается об учителе, тянется к нему, нужно семь раз подумать, прежде чем переводить ребенка к другому, более сильному педагогу. Эмоциональный контакт с учителем очень важен для детей 6–10 лет, поэтому в некоторых случаях (разумеется, если не имеет места вопиющая некомпетентность учителя) имеет смысл ничего не менять. А чтобы ребенок получал крепкие знания, можно прибегнуть к услугам репетитора либо самому подключиться к процессу обучения – проверять уроки, предлагать дополнительную литературу и обучающие видеоролики», – делится своим мнением психолог Надежда Георгиева.

pexels.com

Ожидание особого отношения

Недовольство учителем может свидетельствовать о том, что родитель жаждет особого отношения к ребенку. «Мой Вася умен не по годам, все схватывает на лету, читает энциклопедии, говорит как по писаному. Не то что нынешние семилетки, которые сутками в гаджетах тупят и три слова связать не могут. Учитель будет от него в восторге!» – так рассуждает родитель-нарцисс. И если его ожидания не оправдываются, он негодует и прямо или в мыслях обвиняет учителя в предвзятом отношении к ребенку.

«Если вы заметили, что теряете покой и сон, злитесь, когда ребенок получает не самые лучшие отметки, уступает другим в конкурсах и олимпиадах, «ради его блага» принуждаете его заниматься в нелюбимых кружках и секциях, а также порываетесь или указываете педагогу на его ошибки и недостатки, не исключено, что у вас ярко выражены нарциссические черты», – замечает специалист.

Особого отношения часто ждут и те, кто столкнулся с борьбой за рождение или жизнь ребенка. Например, желанная беременность долго не наступала, или ребенок родился раньше срока или с патологиями – и врачи не давали гарантий, что он выживет, или в его анамнезе угрожавшее жизни заболевание.

«Повышенная тревожность, недоверчивость, черно-белое мышление, негативный прежний опыт (личный, со старшими детьми) также могут провоцировать антипатию к учителю», – добавляет психолог.

pexels.com

Любящие родители

Личность – это человек как носитель приобретенного опыта в процессе воспитания и самовоспитания. Как доказал психолог Алексей Леонтьев, личностью не рождаются, а становятся. Ее формирование – сложный процесс, и главная роль отведена семье, а не педагогам.

«Родители, которые установили эмоциональную связь с ребенком, искренне интересуются его жизнью, радуются успехам и поддерживают в трудные минуты, помогают стать самостоятельным во всех смыслах, дарят ребенку счастливое детство и будущее», – подводит итог психолог Надежда Георгиева. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter