Мобильное приложение, позволяющее компенсировать выбросы углекислого газа, появится в Беларуси этим летом

Чистые поездки

Сколько километров нам приходится преодолевать ежегодно, перемещаясь на работу и домой, на дачу и к друзьям, в магазины и на отдых?.. Десятки тысяч! А многие ли из нас задумываются, какой углеводородный след мы оставляем при этом? Вряд ли мы передвигаемся исключительно пешком. А между тем на транспорте (особенно авиационном) лежит вина за 20—25% выбросов углекислого газа, которые ведут к глобальному потеплению. То есть каждый из нас так или иначе вносит лепту в изменение климата. Можно ли это исправить? Четверо энтузиастов из Беларуси разрабатывают мобильное приложение CarbonFreeTravel, которое позволит компенсировать выбросы углекислого газа от самолетов и личного транспорта.



Координатор проекта и человек, отвечающий за его развитие, — Андрей Федотов. В его команде еще трое: Александр, которому пришла в голову идея приложения, маркетолог Евгений и Анна — на ней юридические вопросы. Что интересно, никто из ребят напрямую не связан ни с разработкой в сфере ИТ, ни с темой экологии. Откуда же ноги растут у CarbonFreeTravel?


— Сказался опыт жизни и работы за границей, — рассказывает Андрей. — И я, и мой хороший друг Саша определенное время жили в ЕС. Заметили, что там много внимания уделяется вопросам экологии. Люди очень осознанно относятся к потреблению, образованию отходов, загрязнению окружающей среды. Стали думать, что можно сделать и для нашей страны, то, чего у нас еще нет. Идея мобильного приложения, позволяющего компенсировать выбросы CO2, пришла к Саше, однако сразу вдохновила и меня, и мы вдвоем стали думать над ее реализацией, потом подключилась Аня, позже — Евгений.

Идея появилась еще три года назад. Но, как говорит Андрей, развивалась с переменным успехом:

— Мы презентовали проект на нескольких конкурсах, получили поддержку «зеленых», но не смогли сразу найти инвестора. А ресурсы нам нужны были для того, чтобы нанять компанию или фрилансеров, которые реализовали бы мобильное приложение в соответствии с нашим техническим заданием, так как сами мы не являемся разработчиками.

В этом году дело сдвинулось с мертвой точки. Ребята, для которых проект не основная деятельность, а пока лишь хобби, нашли специалистов, которые доводят приложение до ума. Обещают уже этим летом представить рабочую версию CarbonFreeTravel. Что же представляет собой это приложение?

— Оно рассчитывает, какое количество CO2 было выброшено во время пользования тем или иным транспортом, и предлагает компенсировать эти выбросы путем инвестиций в экологические проекты, — объясняет собеседник. — Пользователь при перелете на самолете выбирает из списка аэропорты отправления и прибытия, количество человек, класс билета. При поездке на личном транспорте указывает объем двигателя и проделанное расстояние. На экране отображается сумма, которую предлагают направить на развитие «зеленого» проекта. В частности, у нас есть договоренность с командой «Гинкго-лабиринта» — ребята задумали создать питомник из 10 тысяч реликтовых деревьев гинкго билоба недалеко от деревни Белая Церковь в Витебской области.

Гинкго — одно из древнейших деревьев на планете, которое отличается невероятной устойчивостью к изменениям климата, радиационному излучению, паразитам и идеально подходит для позитивного экологического влияния на природу, убежден Андрей.

— Второй наш партнер — учреждение-интернат в одном из областных городов, что придает нашему проекту, помимо экологической, еще и социальную направленность, — говорит Андрей Федотов. — В учреждении необходимо заменить электрические плиты, которые используются там очень часто, на более экономичные, индукционные. Мы могли бы спонсировать покупку оборудования — за счет компенсаций пользователей приложения.

В процессе развития CarbonFreeTravel, продолжает Андрей, будут привлекаться новые проекты. Пока приложение важно запустить и опробовать:

— Мы не питаем больших иллюзий в отношении того, что хлынет волна установок, и наше приложение войдет в топ самых популярных. Однако многим эта тема близка и интересна, и мы уверены, что свои пользователи тоже появятся. Функционал, который реализуется на данном этапе, — только начало. У нас есть видение, как развивать проект, как дополнительно мотивировать пользователей и привлекать в проект крупных бизнес-партнеров, какие дополнительные инструменты запускать, как делать это интересным (геймифицировать процесс) — иными словами, мы надеемся, что это будет полноценный стартап.

Андрей объясняет, что он с командой хочет в первую очередь сделать что-то полезное для родной страны, но не исключает, что в будущем можно будет выходить и на пользователей и проекты за рубежом. Тем более что у иностранцев достаточно сильное осознание проблемы изменения климата, а аналогов такого проекта у них, можно сказать, нет.

— Существуют некоторые механизмы, разработанные для юридических лиц. В странах ЕС, например, для крупных предприятий устанавливается планка по выбросу CO2, за которую нельзя выходить, иначе придется выплатить компенсацию (Emissions Trading System). А вот для частных пользователей очень мало инициатив, — говорит Андрей. — Нам известно одно мобильное приложение, но в нем очень мало реализовано из того, что собираемся сделать мы. И компенсировать вредные выбросы в нем можно лишь посадкой деревьев и только в одной стране.

По словам Андрея, есть некоторые сайты, которые предлагают похожий механизм, но это не очень удобно для пользователя, дорого и вряд ли будет интересно для жителей Беларуси, учитывая географию проектов:

— Знаем, некоторые авиалинии предлагают своим пассажирам компенсировать выбросы углекислого газа. Однако цена таких компенсаций, мы считаем, очень высокая — в пересчете на наши деньги получается от 20—30 рублей за тонну. Мы стараемся снизить ее как можно больше — чтобы был эффект и чтобы такие компенсации сильно не били по карману пользователя.

Скажем, в качестве компенсации выбросов СО2 при перелете по маршруту Минск — Москва приложение CarbonFreeTravel предложит инвестировать в «зеленые» проекты 2—3 руб-ля. Столько стоит чашка кофе в кафе. Выпить кофе может позволить себе каждый. Почему бы это не проделать и с нейтрализацией выбросов?

НА ЗАМЕТКУ

Как снизить углеродный след от транспорта?

• Пользуйтесь экологически чистыми видами транспорта. Для коротких дистанций подходит велосипед.

• Если нужно переехать на более дальнюю дистанцию, предпочтите самолету поезд или автобус.

• Когда покупка автомобиля неизбежна, остановите выбор на варианте более безвредном для окружающей среды.

• При наличии машины регулярно проходите техосмотр и вовремя меняйте фильтры.

• Компенсируйте выбросы CO2 вложением средств в экологические проекты.

В ТЕМУ

Повышенное содержание CO2 в атмосфере действует, как стекло в теплице: углекислый газ свободно пропускает к земле солнечные лучи, но удерживает тепло ее разогретой поверхности. Получается этакий парниковый эффект. Из-за глобального потепления уже поменялся режим выпадения осадков, участились температурные аномалии и природные катаклизмы, сокращаются мировые запасы пресной воды… Специалисты отмечают очевидный экономический ущерб от изменения климата и в Беларуси: из-за длительных засушливых периодов страдают сельскохозяйственные культуры, а из-за частого и резкого перепада температур разрушаются дорожное покрытие и здания.

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter