Черные списки самолетных дебоширов могут появиться в Беларуси осенью

В Беларуси с октября, возможно, появятся черные списки авиадебоширов, которым могут отказать в продаже билета на самолет. Об этом сообщает пресс-служба Республиканского союза туристической индустрии (РСТИ) со ссылкой на информацию представителя Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций.

Фото Pixabay

В РСТИ напомнили, что Закон от 5 января 2024 года «Об изменении Воздушного кодекса Республики Беларусь» вступит в силу через девять месяцев после официального опубликования.

— Согласно ст. 100-1 Воздушного кодекса перевозчик может отказать в продаже билетов тем пассажирам, которые совершили на борту хулиганские действия, угрожали безопасности полета, оскорбительно приставали к гражданам или не подчинялись распоряжениям командира воздушного судна. Не говоря уже о случаях угона, захвата воздушного судна или ложного сообщения об опасности, — приводят в пресс-службе РСТИ слова заместителя начальника управления правовой, кадровой работы и документационного обеспечения Департамента по авиации Андрея Бондарева. — Если человек был привлечен к ответственности, информация об этом передается авиакомпании. На этом основании авиадебошира вносят в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена, о чем авиакомпания присылает пассажиру письменное уведомление.

Представитель департамента подчеркнул, что передача информации о правонарушителях перевозчику осуществляется для обеспечения безопасности полетов.

— Пассажиры, попавшие в реестр, могут воспользоваться услугами авиакомпании только в определенных ситуациях, — добавил он. — Например, при возвращении в страну из-за границы, если нет других вариантов транспортного сообщения, или если перелет связан с получением медицинской помощи или похоронами близкого человека. Все эти случаи должны быть подтверждены документами. В то же время будет отказано в покупке билета на авиарейс для обычных поездок, будь то командировка или отпуск.

Данный механизм, по словам Андрея Бондарева, создан в том числе для защиты законопослушных пассажиров от действий авиадебоширов. При этом перевозчики не могут обмениваться данными о лицах из черного списка в целях соблюдения законодательства о защите персональных данных:

— По факту человек, попавший в реестр одной авиакомпании, может пользоваться услугами других.

В РСТИ со ссылкой на информацию начальника службы авиационной безопасности авиакомпании «Белавиа» Сергея Павлюкова также отметили, что отечественному перевозчику не раз приходилось сталкиваться с авиадебоширами. Так, в прошлом году неприятный эпизод произошел в аэропорту Санкт-Петербурга. В центре скандала оказался пассажир, который летел в Минск на юбилей к отцу. Опаздывая на свой рейс, он обратился в службу поддержки авиакомпании с просьбой задержать самолет. Когда ему сказали, что это невозможно, он позвонил и сообщил, что самолет заминирован.

— Такая информация воспринимается всегда однозначно, другой трактовки быть не может, — прокомментировал ситуацию Сергей Павлюков. — Поэтому рейс был задержан, чтобы провести дополнительный досмотр. После тщательной проверки самолет все же вылетел. Однако мужчину вычислили и задержали уже в минском аэропорту. Вместо того чтобы отправиться на семейный праздник, он оказался за решеткой.

Похожий вопиющий случай произошел лет десять назад, когда нетрезвый 43-летний грузин во время рейса Кутаиси – Минск передал командиру воздушного судна записку с угрозой взорвать самолет и требованием лететь в Рим. Потом он передумал и назвал другой город. Однако пилоты посадили самолет в Минске, а неудачливый «террорист» после переговоров добровольно сдался сотрудникам КГБ. В отношении задержанного было возбуждено уголовное дело за попытку угона воздушного судна. «Угонщика» осудили на три года заключения. За решеткой он провел два из них, после чего вернулся в Грузию.

Но о реестре впервые задумались в 2021 году после того, как на рейсе Минск – Анталья пассажир с кулаками набросился на бортпроводника, проинформировали в РСТИ. До этого он развязал конфликт с другими пассажирами, весь полет вел себя агрессивно, не реагировал на замечания членов экипажа. Турецкая полиция задержала нападавшего. Процесс дачи показаний и медосвидетельствования привел к задержке рейса и дополнительным расходам авиакомпании. Несмотря на это, на следующий день дебошира освободили, он продолжил свой отпуск и вернулся домой на борту «Белавиа». Подобный случай произошел в том же году в Египте.

— У нас не было законного права отказать таким пассажирам в продаже билетов, — подчеркнул Сергей Павлюков. — Мы фиксировали факт его правонарушения на борту, передавали в руки правоохранителей, а о дальнейшей судьбе — арестовали его или отпустили — нам ничего не было известно. Теперь же, когда принимаются решения относительно таких инцидентов, правоохранительные органы будут нам сообщать о них, и мы имеем право отказывать этим пассажирам в продаже билетов, пока они не будут исключены из базы правонарушителей.

По словам представителя «Белавиа», антипатия бортпроводника или всего экипажа к конкретному пассажиру не должна быть основанием для его попадания в черные списки:

— Вина воздушного хулигана должна быть зафиксирована правоохранительными органами. Только на основании документа о правонарушении (приговор суда или постановление о наложении административного взыскания) может ставиться вопрос о внесении человека в реестр.

Сергей Павлюков подчеркнул, что позиция авиакомпании — сделать полет комфортным, приятным и безопасным для всех:

— Проблемное поведение на борту создает большие неудобства для других пассажиров, а самим авиакомпаниям приносит серьезные репутационные и финансовые потери, вызванные задержками рейсов. Мы стараемся даже с пассажирами в нетрезвом состоянии урегулировать конфликт, чтобы их полет все-таки состоялся. Но не все эту лояльность со стороны экипажа ценят.

В РСТИ также обратили внимание на то, что согласно обновленному Воздушному кодексу, если человек отстранен от полета по причине нарушения правил поведения на борту, компенсация за билет ему не возвращается. Это касается и курения на борту, отказа от досмотра, состояния алкогольного опьянения, когда пассажир делает условия полета невыносимыми и мешает работе экипажа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter