Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Многие курсанты никогда не держали в руках ключ зажигания». Почему так сложно сдать на права с первого раза

Чему не учат в автошколе?

Лишь каждый пятый выпускник минских автошкол сдает экзамены в ГАИ с первого раза. Остальные 80 процентов отправляются на пересдачи, которые порой растягиваются на долгие месяцы. В чем проблема: экзамены слишком сложные или автошколы выпускают «сырых» водителей, которые не умеют элементарного? Пытаемся разобраться вместе с сотрудниками ГАИ и самым популярным белорусским автоинструктором на YouTube.

Пишем – 50, подразумеваем – 20

– Вот этот курсант сдал вождение с девятого раза. А этот 14 раз пересдавал теорию и столько же – практику, – перелистывает недельную сводку заместитель начальника межрайонного экзаменационного отдела ГАИ ГУВД Мингорисполкома Владимир Свиридович.

Через отделение, расположенное на улице Семашко, где работает Владимир Филиппович, каждый день проходит около 500 человек. Сначала будущих водителей ждет теория – компьютерный тест по ПДД из десяти вопросов, на один из которых разрешено ответить неверно. Тех, кто сдал, допускают к первому этапу практического экзамена – вождению на автодроме. Курсанту предстоит выполнить два из четырех элементов на выбор инспектора: эстакаду, гараж, диагональную парковку или «дворик». На каждый элемент – три минуты и две попытки. Счастливчики, которые справились и с этим, отправляются в город. Им нужно проехать не менее четырех километров, демонстрируя навыки перестроения, поворотов и разворотов, проезда перекрестков и остановок общественного транспорта. Разрешено не больше двух нарушений, но лучше, конечно, ни одного. В целом звучит несложно, но лишь 20 процентов курсантов автошкол с первой попытки доходят до финала, а все остальные отправляются на пересдачу. Почему так?

Десять лет назад больше половины учеников автошкол сдавали экзамен с первого раза, делится наблюдениями Владимир Свиридович:
– Уровень подготовки ощутимо упал, и это не может не беспокоить нас с коллегами.
Если теорию с первой попытки сдают около 70 процентов учащихся, то с практикой у большинства курсантов есть проблемы. При этом учебная программа автошкол составлена хорошо, но редкие инструкторы соблюдают ее от буквы до буквы. Однажды беседовал с парнем, который никак не мог сдать площадку: «Почему так плохо делаешь эстакаду?» – «Так я за всю учебу ни разу на нее не поднимался». Видимо, инструктор переживал, что при заезде на горку неопытный водитель сожжет сцепление, но это же не повод не обучать его важному элементу. Или, бывает, спрашиваешь у курсанта, у которого не получается сдать практический экзамен ни с третьей, ни с пятой попытки: «Сколько часов ты отъездил?» – «Все!» – «Сколько конкретно?» – «20». Тогда как программой предусмотрено 50. Если бы он честно откатал каждый положенный час, то уже давно бы получил водительское удостоверение.

Владимир Свиридович советует курсантам ответственней относиться к учебе и следить за соблюдением программы


Многие выпускники автошкол плохо знают ПДД, не умеют «читать» разметку, неуверенно выполняют повороты-развороты, перечисляет Владимир Филиппович:

– Нередко создают аварийную обстановку на дороге. Например, поворачивая налево, не пропускают встречный транспорт. В итоге экзаменатор жмет на тормоз, а курсант обижается: «Зачем вы остановили машину? Я бы успел!»

Когда отзывы – фейк

Владимир Свиридович уверен, что источник всех проблем – отсутствие должного контроля за работой автошкол:

– Раньше этим занималась Госавтоинспекция. Контроль был жестким, было много внеплановых проверок: сотрудники ГАИ без предупреждения приезжали на автодром, на теоретические занятия. В итоге автошколы находились в тонусе и старались дать курсантам все что положено программой. Сейча­с это зона ответственности предприятия «Белтехосмотр» и Белгосинститута метрологии. Именно они проверяют документы автошко­л, их материальную базу и выдают лицензию сразу на пять лет, что, на мой взгляд, очень расслабляет руководителей.

А как же инструкторы? Уж они-то должны за­ботиться о своей профессиональной репутации. К сожалению, это давно не так, возвращает с небес на землю Владимир Филиппович:

– Если раньше инструкторы стремились к тому, чтобы их ученики получали права с первого раза, то теперь все наоборот: им выгодны пересдачи. Это значит, что курсант вернется к ним и будет дальше готовиться к экзамену, оплачивая до­пол­нительные занятия. Конечно, есть те, кто работает на совесть, но таких специалистов мало. Кроме того, автоинструкторы сейчас в дефиците, поэтому они знают: не продлят контракт в одной организации – перей­дут в другую. Можно не стараться: без места не останешься.

Как в таком случае выбирать автошколу? На что точно не стоит ориентироваться – так это на отзыв­ы в интернете, предупреждает Владимир Свиридович:
– Там сплошные фейки. Не раз замечал, что самые лучшие отзывы у тех, кто хуже всего готовит курсантов к экзаменам.
Слышал, что в некоторых автошколах людям не выдают документы об окончании, пока они не напи­шут в адрес учреждения пару добрых слов. Поэтому лучше всего поговорить с людьми, которые уже отучились. Если есть негативные моменты, например, списываются часы, постоян­но ломаются машины или практические занятия начи­наются с большим опозданием – в личной беседе эта информация обязательно всплывет.

Владимир Филиппович не устает напоминать и о личной ответственности курсантов:

– Некоторые думают, что, если они заплатили автошколе, им просто обязаны выдать права. Но это не так. Надо ответственно относиться к учеб­е, посещать занятия, самому ознакомиться с учебной программой и следить за ее соблюдением. Это увеличит ваши шансы сдать экзамены с первого раза и обойтись без пересдач.

Дайте новичку ключи

Требования к выпускникам автошкол у сотрудников ГАИ абсолютно адекватные, уверен автоинструктор Дмитрий Ярмолинский:

– Во многих странах сдать на права гораздо сложнее, чем в Беларуси. Например, в Польше, Бельгии, Германии практический экзамен длится 45 минут: у будущего водителя проверяют умение двигаться в городе и на трассе. У нас испытание проходит проще и быстрее, и, если курсанта действительно научили водить, он без проблем выполнит все что полагается.

Дмитрий Ярмолинский – самый популярный белорусский автоинструктор на YouTube

Дмитрий Ярмолинский – один из самых популярных автоинструкторов Беларуси. Его ролики на YouTube о том, как правильно поворачивать налево и направо, заезжать в гараж и останавливаться перед светофором, смотрят десятки тысяч человек.

– Если инструктор на занятиях играет в «молчанку», то его ученики вынуждены искать ответы на YouTube, – объясняет Дмитрий зашкаливающее число своих подписчиков. – Мне повезло занять эту нишу.

В автошколу, где работает Дмитрий Ярмолинский, нередко приходят переучиваться выпускники других организаций. И многие из них не знают элементарного: как правильно держать ноги на педалях, пользоваться тахометром, перечисляет автоинструктор:

– Более того, почти половина из них никогда не держала в руках ключ зажигания: инструкторы предпочитают заводить машину сами – боятся, что курсанты выведут из строя стартер. Но так быть не должно.

Поколение, которое оттачивало навыки вождения, колеся по пустынным проселочным дорогам на коленях у папы, ушло в прошлое. Сейчас практически все курсанты – новички, которые впервые сели за руль именно в автошколе. Поэтому инструктор должен начинать с азов, объясняя и проговаривая каждое действие, двигаясь от простого к сложному, уверен Дмитрий:

– Но часто бывает по-другому. Ученика садят за руль и говорят: «Ну, поехали!» Могут уже на первом занятии сказать, чтобы он сам, без подсказок, соблюдал требования знаков. Но как он может «читать» знаки, если пока не выучил, как тормозить, переключать передачи и трогаться с места. Пока эти навыки не будут отточены до автоматизма, дальше двигаться нельзя.

Не талант, а навык

Что могло бы заставить инструкторов ответственнее относиться к своей работе? Как вариант – выдача индивидуальных лицензий на обучение вождению, рассуждает Дмитрий Ярмолинский:

– Сейчас мы с коллегами можем трудиться только при автошколах. Если бы ввели частное лицензирование в нашей сфере, у инструкторов появился бы стимул работать на свое имя. Когда у кого-то 90 процентов учеников не сдает экзамен в ГАИ, к такому специалисту никто не пойдет и он оста­нется без заработка.

Есть вопросы и к обучению автоинструкторов, поднимает еще одну проблему блогер:
– Инструктором может стать и таксист, и дальнобойщик – по сути, любой человек с водительским стажем не менее трех лет.
Нужно окончить двухнедельные курсы. Если сделать обучение полугодовым, включив в программу курс по психологии, педагогике (а эти дисциплины очень важны в нашей работе), на выходе это был бы совершенно другой специалист.

Но больше всего Дмитрия волнует то, что курсан­тов зачастую «натаскивают» на экзамен, но при этом не учат водить в реальных условиях. Мало кто из инструкторов показывает подопечным, как парковаться в загруженном дворе или заезжать на паркинг:

– Я всегда акцентирую внимание: наша задача – это не сдать экзамен, наша задача – научиться водить. Но с этим тоже есть сложности. Например, в Минске на многих участках дорог запрещена учебная езда. Как освоить круговую развязку, если въезд на самые трудные из них запрещен? Конечно, утром, когда все спешат на работу, новичок, застрявший посреди площади Бангалор, может спровоцировать пробку. Но ведь есть часы со сниженной интенсивностью движения – с 10 до 16. Почему бы не разрешить учебную езду в это время?

А вообще, умение водить – это не особый талант и не суперспособность, а навык, который можно натренировать, резюмирует Дмитрий:

– Конечно, для того, чтобы уверенно чувствовать себя за рулем, всем нужно разное количество времени. Но научиться водить может каждый, было бы желание.
 
ЧТО НОВОГО?

С прошлого года экзамены ГАИ проходят по измененным правилам:

♦ результаты теоретического экзамена действительны всегда. До этого, если курсант долго не мог сдать практику, через полгода ему приходилось пересдавать и теорию.

♦ пересдача возможна через десять дней. Раньше после трех неудачных попыток нужно было выдержать 30-дневную паузу. Сейчас все ограничения сняты.

♦ если по итогам экзамена вы подали апелляцию и не довольны результатом, его можно в течение десяти дней обжаловать в вышестоящей инстанции. В прошлом повторная апелляция не рассматривалась и возвращалась курсанту.

ЦИФРЫ «ЗН»

Около 120 тысяч водительских удостоверений было выдано межрайонным экзаменационным отделом ГАИ ГУВД Мингорисполкома в прошлом году (из них 91 тысяча – в порядке обмена).

63 автошколы зарегистрированы в Минске.

81 год был самой «взрослой» курсантке, которая получила водительское удостоверение в экзаменационном отделе ГАИ ГУВД Мингорисполкома. Теорию она сдала с первой попытки, а вот практику пришлось пересдавать несколько раз.

63 попытки и почти три года понадобились пенсионерке, чтобы получить права в минском МРЭО. Стимул был велик – очень хотелось самой ездить на дачу.

СЛОВО ИНСТРУКТОРУ

Механика VS автомат

Оптимально учиться на том, на чем планируешь ездить, уверен инструктор Дмитрий Ярмолинский:

– Если же машины пока нет и вам все равно, какая коробка будет стоять в будущем авто, я бы рекомендовал учиться на автомате. Это проще, а нервы будут целее. Мир не стоит на месте: например, уже мало кто пользуется кнопочными телефонами. Так же будет и с машинами: «Фольксфаген» анонсировал, что в ближайшие десять лет завод перестанет выпускать авто с механической коробкой передач. Многие рассуждают, мол, а вдруг однажды придется сесть за руль машины на механике. Но это «вдруг» обычно случается раз в десять лет, поэтому не усложняйте себе жизнь там, где ее можно упростить.

ЕСТЬ ВОПРОС

С какой попытки вы сдали на права?

Надежда Стаселович, экономист, Воложин:

– С первой. Моим правам 16 лет, и я еще застала времена, когда теорию сдавали не на компьютере, а на бумаге: каждому курсанту выдавался лист А4 с заданиями. Кроме того, у нас дополнительно проверяли умение ездить по трассе, что, на мой взгляд, лишнее: если ты уверенно чувствуешь себя за рулем в городе с его светофорами, пешеходными переходами и «лежачими полицейскими», то ровная загородная дорога покажется несложной. Больше всего я переживала за эстакаду: она была очень крутая. Зато, научившись уверенно выполнять этот элемент, хорошо справляюсь с воложинской горкой: те, кто бывал у нас в городе, наверняка представляют этот огромный подъем, ведущий к центру. Кстати, моим инструктором был сосед по лестничной площадке. Учил на совесть, рассказывал много водительских хитростей и лайфхаков. Говорил: «Если плохо тебя научу, как я буду смотреть в глаза твоему мужу». Даже сейчас, спустя столько лет, в сложных ситуациях на дороге у меня в голове «включается» голос инструктора.

Юлия Гринь, продакт-менеджер, Минск:

– С пятой. Я начала обучаться в автошколе в 11-м классе – побоялась, что в университете не найду на это времени. В итоге между выполнением домашки и занятиями с репетиторами бегала на теорию и на автодром. Благополучно прошла внутренние испытания и стала ждать совершеннолетия: сдавать экзамен в ГАИ можно только с 18 лет. И за эти полгода ожидания все забыла. Один раз завалила теорию, затем второй… Третья попытка пришлась на 31 декабря. Папа (он работает водителем-дальнобойщиком, всегда горячо поддерживал меня в стремлении получить права) лично привез меня на экзамен и попросил: «Юля, сделай мне новогодний подарок!» Но снова не вышло… В общей сложности мне понадобилось пять попыток. За руль села сразу: папа заранее привел для меня в порядок старую дедушкину «Ауди». Сейча­с чувствую себя за рулем максимально ком­форт­но: если среднестатистический водитель наезжает около 20 тысяч километров в год, то я – 50–60 ты­сяч. Что бы посоветовала тем, у кого не выходит сдать на права? Не расстраиваться и не оставлять попыток. Ну и не думать, что если вы неплохо води­те, то и теорию сдадите. В ПДД много нюансов, так что не ленитесь читать правила и решать тесты.

Елизавета Бровко, 3D-визуализатор, Минск:

– С восьмой. В автошколу пошла в 17 лет – так хотелось побыстрее сесть за руль. В итоге теорию сдала с четвертого раза, площадку и город – со второго. Первые две неудачные попытки переживала тяжело, со слезами. А потом успокоилась, решила: «Сколько нужно – столько раз и приду!» К счастью, мысль отказаться от затеи с правами никогда меня не посещала. Несмотря ни на что, считаю, что в автошколе меня подготовили хорошо. Я честно откатала положенные часы, научилась делать все элементы: мой инструктор, в отличие от многих, никогда не жалел сцепления, чтобы я могла лишний раз потренироваться на эстакаде. Просто в этом деле велика доля везения. Например, на одном из экзаменов меня стала обгонять BMW, которая в зеркалах попала в «мертвую» зону. Я не заметила машину, если бы инспектор не вмешался, могло бы случиться ДТП. В итоге – конец экзамена, хотя до этого ехала без ошибок. Моим правам восемь месяцев. Я за рулем почти каждый день, чувствую себя уверенно. И наклейка «70» мне уже даже немного мешает.

krupenkova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter