Бразильский вояж на Формулу-1

Наш рейс из Парижа в Сан-Паулу шел строго по расписанию. Раннее бразильское утро уже готовилось принять своих гостей из Западной Европы...
Сан-Паулу

Наш рейс из Парижа в Сан-Паулу шел строго по расписанию. Раннее бразильское утро уже готовилось принять своих гостей из Западной Европы. Солнце, еще не набравшее силу своей жары, позволяло рассмотреть в иллюминатор побережье океана и гористый ландшафт. По правде сказать, мне больше нравится произносить Паулу вместо Пауло. Именно так это соответствует правилам португальского языка, где «о» безударное нужно произносить как «у». Отсюда и особенности произношения таких имен как Антониу, Рикарду, Рональду, Ливиу. И даже фамилия знаменитого бразильского писателя Жоржи Амаду произносится согласно этому правилу с «у» на конце. 



Главное, с чего пришлось мне начинать в аэропорту свою очередную встречу с Бразилией, - это было переодевание. Куртка, свитер и зимняя шапка - в чемодан, зимние сапожки - туда же. Пока еще было жарковато в джинсах, но рубашка и легкие летние туфли (естественно, без носков, которые дополнили багаж чемодана) уже позволяли терпимо относиться к плюс 35 С. А на календаре было 19 ноября 2013 года. Через день начинался гоночный уикэнд Гран-при Бразилии чемпионата мира гонок класса Формула-1.   

Бразильцы

Типаж лиц прохожих для этого самого космополитичного города Латинской Америки весьма интересен, как, впрочем, и для Бразилии в целом. В течение минуты, только рассматривая лица людей, вы можете «попутешествовать» из Европы в Африку, Индию, Мексику, Китай и обратно. Типичный бразилец – это католик со смуглой от загара кожей (вполне подходит сюда метис или мулат), жизнерадостным лицом, одетый в легкую летнюю одежду и обутый в сандалии на босу ногу. Страна простирается на большей части Южной Америки, граничит со всеми странами Латинской Америки, за исключением Чили и Эквадора. Согласно официальным данным на 2013 г., в Бразилии проживает 201 млн. жителей, более 63 % - это молодежь до 28 лет. Государственный язык – португальский, но в дальних районах индейские племена говорят еще на 180 различных языках. В стране 4 часовых пояса. Для сравнения: на всю Европу от французского Бреста до польского Белостока – 1 часовой пояс. Исключение составляет в Западной Европе лишь Португалия, которая живет в одном времени с Гринвичем.



Перемещаться в Бразилии лучше всего на автомобиле. Для цивилизованных европейцев манера езды бразильцев – это кошмар. Что-то вроде итальянской в Италии, помноженной на 2 в сторону ухудшения. Но нам не привыкать. После московских особенностей российского «автобеспредела» к бразильским транспортным магистралям привыкаешь быстро.

Еще пригодились маневренность и динамика двигателя арендованного автомобиля, потому что движение в транспортном потоке бразильцев требует особого мастерства. И в первую очередь, из-за большого количества мотоциклов, мопедов и велосипедов. Едва ты подъезжаешь к перекрестку и останавливаешься перед красным сигналом светофора, как спереди, справа и слева от тебя пространство между машин полностью заполняется этими двух-колесными аппаратами, которые стремятся опередить тебя на старте. Спорить с этим бесполезно, надо найти в себе терпение и выдержку относиться к этому, как к обязательному атрибуту бразильских городских дорог.

Кроме этого бытует еще одна опасность в бразильских городах – это пешеходы. Точнее таковыми назвать их сложно, поскольку они либо продают что-то перед перекрестками, лавируя между машин не хуже артистов цирка, либо просят милостыню. При этом не надо забывать, что хоть редко, но все же случаются бандитские нападения, когда из незакрытого на замок багажника могут достать ваш чемодан. Или увидев сумочку, лежащую на сиденье, бразильские «разбойники» попытаются ею овладеть, открыв дверь, или даже разбив окно. За время нашего пребывания свидетелями подобного нам быть не довелось, но о таких случаях писала пресса, предупреждая множество туристов, приехавших в Сан-Паулу на гонки Формулы-1.

Кстати сказать, особым спросом пользуются бейджи аккредитованных журналистов, позволяющие бесплатно попасть на Гран-при. Билеты-то ведь здесь дорогие (свыше 150 евро на самые дешевые газоны без мест), а от отсутствия денег в кармане у бразильских хулиганов любви к автоспорту не уменьшается

Фазенды и фавелы

Если вы попросите бразильца назвать два самых распространенных слова, начинающихся на букву «ф», то они наверняка первыми назовут эти два: fazenda (фазенда или ферма) и favela (фавела или трущобы). Если то же самое спросить про прилагательные, то это будет feliz (счастливый) и furioso (яростный). Это все отражение реалий жизни бразильцев. Эту сельскохозяйственную страну нельзя представить без фазенд, а ее перенаселенные индустриальные города без фавел. Причем современные трущобы строятся по каким-то неписаным правилам. Порой удивляешься, как эти кирпичные и бетонные коробочки прилипают друг к другу, растут вверх и вширь, вопреки законам современного строительства, а иногда и законам физики. Что же поделаешь, если это один из способов иметь хоть какую-то крышу над головой.

Государство пытается бороться с этим, повышая уровень жизни населения. Но, проехав однажды через бразильские города и просторы, осознаешь, что даже в самом лучшем случае фавелы еще долгие десятилетия будут элементом общего образа этой страны.   

А антонимы «feliz» и «furioso» - это два состояния, в котором способны пребывать эмоциональные бразильцы чаще всего. Отсюда и их широкое распространение.  

Меню на вес и … на вынос

Бразильская кухня славится как обилием овощей (практически круглый год свежих), так и хорошим выбором мяса. В бюджетном варианте, если не посещать дорогие рестораны, можно неплохо поесть за 12-15 реалов (6-7.5 долларов США). В Бразилии широко развита система сродни европейской «буфет по желанию», где за одну цену вам предоставляется возможность самому выбирать чего и сколько вы хотите поесть. В таком меню обязательное присутствие овощей и разных видов мяса: курятина, говядина, баранина, свинина. Доплатив 5-6 реалов сверху, можно получить еще право на мясо, приготовленное на гриле и подаваемое вам официантом на шампуре. Причем, та же говядина, баранина или свинина, оказывается, сильно разнятся по вкусу в зависимости от места на теле  животного, с которого они срезаны. И фактически за один обед можно отведать 8-10 сортов различных мясных вкусностей.



Для бразильской кухни в таком случае считается совершенно нормальным, если вы после куска «ляжки» или «шеи» свинины попросите что-нибудь из говядины, а потом еще заедите кусочком вкусной баранины. Для европейцев – это, по меньшей мере, кажется странным. Особенно для французов, которые в своей кухне никогда не будут смешивать мясо различных животных в одном блюде.

Еще одно новшество, которые мы обнаружили, изучая кухню среднестатистических бразильцев, это возможность покупать еду на вес. Заходишь в такое кафе, набираешь себе всего, что хочется из представленного набора овощей и мяса, затем тебе это взвешивают, и платишь за вес: например 15 или 20 реалов за кг. И неважно, что у тебя может быть только мясо или только овощи. Важен вес. Обычно небогатые бразильцы, вынужденные пользоваться общепитом, предпочитают именно такие кафе. По вашему жалению, вам упакуют эту в термическую коробку, и вы можете покушать дома в спокойной обстановке, словно вы сами это только что себе приготовили. 

О трассе 

Прогулка в четверг по трассе для пилотов, команд и нас, журналистов, - это не просто ритуал. Это знакомство с тем местом, где со следующего дня будут проходить увлекательные и интригующие события, ради которых более 130 тысяч человек ежегодно приезжают на Интерлагос. Ради которых многие десятки миллионов зрителей забывают про триллеры, детективы и «мыльные оперы» и включают именно тот канал, где завораживающий звук моторов исполняет очередную гоночную симфонию.  



Гуляя пешком по трассе, с удивлением для себя отметил, что категорически не могу согласиться с описаниями автодрома Интерлагос теми журналистами, которые пишут о событиях Формулы-1, не приезжая на этапы. Так сказать, черпают информацию путем аналитического подхода из интернет-ресурсов. О каком недовольстве гонщиков идет речь по поводу движения против часовой стрелки? Таких трасс уже не одна в календаре. И за весь гоночный уик-энд ни один из гонщиков не пожаловался нам журналистам на неудобство движения «в обратную сторону». Какой кочковатый асфальт? Вы по нему ходили, чтобы говорить об этих кочках? Или «кочками» принято называть естественные изгибы ровной поверхности асфальтного покрытия, ощущаемые на скоростях свыше 250 км/ч? 

Зато интересной и требовательной к пилотированию трассу в Интерлагосе называют практически все пилоты, побывавшие здесь хотя бы однажды. Перепады высот за счет естественного рельефа, длинные прямые первого сектора, сменяющиеся картинговой «змейкой» второго и скоростной подъем  третьего сектора с поперечным наклоном асфальтного полотна как на американских овалах перед выездом на стартовую прямую. При этом длина круга – одна из самых коротких в календаре, 4309 метров. И таких кругов для обеспечения 300-километровой дистанции гонки требуется пройти 71. Добавьте сюда две зоны DRS, ряд широких асфальтных зон безопасности в поворотах, и вы поймете, почему на автодроме Интерлагос возможны обгоны даже в сухую погоду.    

А теперь об обязательных упоминаниях повсюду в репортажах  наших коллег о разгуле преступности в Бразилии. Да, в 2010 году был инцидент с машиной Дженсона Баттона. Но ведь до этого случая и за последние 3 года ничего подобного не случалось. Конечно, предпринимать меры предосторожности надо, и даже необходимо. Но без паники. Регион - не из самых благоприятных. Но писать о разгуле преступности и опасности нападения бандитов на участников Формулы-1 в районе Интерлагоса в связи с гонками, мне кажется все же преувеличением. Выпускаемые здесь автомобили все практически оснащены опцией открывания багажника изнутри и срабатывания центрального замка на режим «автоматического закрытия» после начала движения. Если добавить к этому логичную осмотрительность при движении за рулем, то думаю, что опасных инцидентов можно будет избежать. Полиция в районе автодрома присутствует в достаточном количестве, и случай с Баттоном можно скорее принимать за исключение, чем за постоянно присутствующую угрозу ограбления во время Гран-при.  

Своим названием автодром обязан району, где он располагается - Интелагос. А тот, в свою очередь назвали так потому, что он находится между двух озер, которые выполняют роль накопителей воды для почти 15-миллионного города Сан-Паулу. Одноименный штат, центром которого и является Сан-Паулу, насчитывает населения более 42 миллионов. Он самый густо населенный район Бразилии. Кстати, на подъезде к городу из международного аэропорта Гуарулюс, мы увидели плакат, где сообщалось, что Сан-Паулу дает стране третью часть всего валового продукта. Вот такой технологический конгломерат.

Формула-1 пришла в этот город  в далеком уже 1972 году. Но постоянную прописку она получила лишь с 1990 года. Трасса сама по себе весьма интересная и требовательная, как к болидам, так и к гонщикам. Даже в сухую погоду на ней можно обгонять, а уж когда начинается тропический ливень, то автодром и вовсе становится непредсказуемым. В этом году хозяевами трассы была улучшена дренажная система, чтобы избежать застоя воды на асфальте, и как следствие этому, аквапланирования болидов во время дождя.    



Но главную проблему трассы пока так и не решили. Старенький паддок стал камнем преткновения в борьбе за будущий контракт Формулы-1 с Интерлагос. Берни Экклстоун поставил жесткое условие – или новый паддок, соответствующий уровню «бомонда», посещающего «Большие призы», или – «Прощай, Гран-при Бразилии!» После долгих обсуждений сошлись на том, что контракт продлевают под обязательство бразильцев построить к 2015 году современный паддок. Так что в будущем сезоне нам еще снова предстоит «гулять» в этой неимоверной толчее во время гоночного уик-энда, рискуя наступить на ноги во время обеда Эрику Булье. Или опрокинуть бутылку с водой на столе у Кристиана Хорнера. Или столкнуться со Стефано Доменикали, едва не разлив чашку крепчайшего итальянского кофе у вагончика (читай,-  моторхоума) «Ferrari». Даже для персональных интервью с пилотами и начальниками команд здесь с трудом находится уютное местечко. Постоянное ощущение, что ты кому-то мешаешь, или что тебе сейчас опрокинут на голову очередной поднос с едой.

Еще один русский гонщик…

Основное внимание журналистов было обращено на боксы «Toro Rosso». Они как раз находились под окнами нашего пресс-центра. И причиной такого внимания была замена, которую на первую часть заездов сделали в итальянской команде австрийского миллиардера Дитриха Матешица. Вместо Даниеля Риккиардо в кокпит болида № 18 сел его тезка российский пилот Даниил Квят. Подписав контракт на будущий год  с этой командой, Квят получил и право откатать сессию свободных заездов на машине своей будущей команды.

Ни в США на трассе в Остине, ни здесь в Бразилии, кроме меня никого из русскоязычных журналистов не было. Чемпион и вице-чемпион известны, победитель Кубка конструкторов тоже, то есть информационный повод был сведен до минимума. Так что мне единственному посчастливилось присутствовать в Интерлагосе в тот самый момент, когда Даник сотворил небольшую сенсацию.

Выехав на длинную серию кругов, Квят довольно быстро адаптировался к трассе. Благо, что с машиной он уже немного познакомился еще на предыдущем этапе. И уже к середине сессии его результат был 6-м, значительно быстрее, чем у его напарника Жан-Эрика Верня. И это притом, что француз на этом болиде уже имел 2-летний «налет часов». Или, если спуститься с небес, то «накат километров». Первым, достигнув отметки 17 кругов, Квят уехал в боксы, и больше уже не выезжал оттуда. 

За оставшееся время лишь два пилота смогли улучшить результат Квята, но главное то, что Вернь на аналогичном болиде так и не сумел за свои 22 круга подняться выше 14-го места, уступив молодому российскому дебютанту более 0.5 секунды. 

В пресс-центре ко мне несколько раз подходили мои иностранные коллеги, выражая восхищение результатом Даниила. Для всех Беларусь и Россия – это союзное государство, а значит для русскоязычных журналистов Даниил Квят – свой, что называется, родной. И было приятно принимать эти поздравления, хотя особой заслуги моей в этом не было.  Мне просто повезло быть в нужном месте и в нужное время. 

И сейчас лишь остается подождать 3 месяца, когда болиды вновь выедут на трассу нового сезона, и мы с волнением будем ждать первых результатов российского пилота. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter