Посещая недавно экологический фермерский рынок под Минском, Президент потребовал навести порядок в работе продовольственных рынков и обеспечить доступ для тех, кто произвел натурпродукт и хочет его продать. Объективных препятствий для безусловного выполнения поручения Главы государства нет. В Могилевской области, например, фактическое использование торговых мест на рынках — 85 процентов. Но если в глубинке часть прилавков не востребована, то в областном центре планируется реконструкция Центрального рынка.
Индивидуальный предприниматель Людмила Киселева торгует цветочной рассадой. К сезону готовилась весь год, только под однолетниками у нее две с половиной сотки парников, с декабря уже начинается отсев семян. Людмила говорит, что для нее это и бизнес, и хобби:
— Хит продаж — петунии. За свое место на рынке плачу 130 рублей в месяц. В день квадратный метр торговой площади обходится в 1 рубль 80 копеек. Чтобы было гарантировано хорошее торговое место, я его выкупаю на весь год. Бизнес есть бизнес.
Индивидуальный предприниматель Людмила Киселева торгует цветочной рассадой.
Инна Горбань из деревни Браково тоже выкупает место на год, но на крытом рынке с холодильником. На ее творог и сметану есть постоянные покупатели, а кто не успел до десяти утра, тот опоздал, натурпродукт распродается. В личном подсобном хозяйстве Инны семь коров, в семейном подряде еще супруг и внук. Жить за счет своего труда на земле можно, считает женщина, только далеко не каждый готов на это:
— Молочный бизнес у нас уже около 30 лет. Подъем в четыре утра, отбой — в полночь. Сколько молока, какова чистая прибыль — считать некогда, надо работать. Здесь на рынке созданы все условия: лаборатория рядом с точкой, мне же каждый день нужно продукты сдавать на анализы.
На творог и сметану Инны Горбань всегда большой спрос.
Торговля сельхозпродукцией идет и за территорией рынка, но, предупреждает администрация, у этих продавцов нет подтверждения того, что их товар выращен ими на собственном огороде, нет и справки с лаборатории, удостоверяющей качество. Чтобы люди не торговали с земли, установлены торговые места с навесами.
Как сообщили в главном управлении торговли и услуг Могилевского облисполкома, обращений о нехватке торговых мест к ним не поступало. В ближайшее время их специалисты обследуют рынки области на предмет соблюдения правил торговли, наведения порядка. А Комитет государственного контроля области 21 мая проведет горячую линию на тему функционирования рынков в регионе. Контролеры готовы выслушать претензии торговцев и покупателей, а также предложения по совершенствованию отношений в указанной сфере.
Рынок сельхозпродуктов — не исключение из современных тенденций форматов торговли. Многие продают свой натурпродукт благодаря рекламе в соцсетях с доставкой покупателю на дом. А славгородские сыровары, к примеру, объединились, закупили передвижной фургончик и устраивают выездную торговлю. Ведь транспортные расходы, да и время, которое отнимает сырный бизнес и другие дела, — это минус в бизнесе.
Учитывая моду на ЗОЖ, спрос на натурпродукты будет расти. И вопрос стоит не только в создании комфортных условий для торговли, но и в поддержке личных подсобных хозяйств и фермеров. К примеру, в Могилевском районе действует собственная программа поддержки ЛПХ. Конечно, первична инициатива самих людей, желание зарабатывать своим трудом на земле. Но и предложение рождает спрос. В Могилевском облпотребсоюзе, в чьей собственности находится Центральный рынок областного центра, сообщили о планах по его расширению и улучшению инфраструктуры.
Фото Мариам Табагари