«Бог наградил ее волшебным голосом»: 75 лет со дня рождения заслуженной артистки БССР Нины Козловой

Она начинала путь в Народном оркестре имени Иосифа Жиновича. Пела песни родной Могилевщины и не думала об опере, хотя за ее плечами уже была консерватория и первые конкурсные победы.

Дж. Верди. «Дон Карлос». Нина Козлова - Елизавета Валуа, Александр Дедик - Дон Карлос. 1979 год

— Мы с ней познакомились в 1976 году в Белгосфилармонии, где я в народном оркестре имени Жиновича и начинал свою трудовую деятельность, — рассказывает дирижер Большого театра Беларуси, заслуженный деятель искусств Николай Колядко. — Именно там я и встретил девушку невероятной красоты с потрясающим голосом по фамилии Козлова. Ниночку.

Николай Сергеевич был на пять лет моложе. 24 года для дирижера возраст почти младенческий, но уже в это время он был одержим мечтой о театре.

— Я не раз уговаривал Ниночку пойти вместе на прослушивание. «Ой, я боюсь!» — отвечала она. Но я был настойчив. И вот свершилось!


Н. Козлова, Н. Руднева. За роялем Н. Солдатенкова. Клуб друзей оперы, 1985
 Нина Ивановна Козлова  Нина Козлова - Ирина (Дм. Смольский. «Седая легенда»

Столько лет прошло, а дирижер помнит этот день во всех подробностях. Даже длинное в пол цветастое платье, которое она надела по такому торжественному случаю. Шутка ли — прослушивание проходило на сцене Большого, на главной сцене страны. И уж, конечно, он помнит арию, которую она, по его словам, спела «шикарно» и «потрясающе», — арию Лизы из оперы Чайковского «Пиковая дама». Вроде бы, и не так она сложна, но лишь немногие голоса на земле идеально ложатся на эту музыку, в которой есть и страстность, и благородство, и горькая-горькая слеза.

— Нина сама по себе человек чрезвычайно добрый и мягкий, но только вышла на сцену — глаза горят, настроение боевое, ну просто молодец! Она вложила в исполнение весь свой драматический дар, который в ней был всегда. Естественно, после такого блестящего прослушивания ее без вопросов взяли в театр.

И прослужила она в нем много-много лет. Сначала как артистка, потом как заведующая оперной труппой. В 2017 году в Большом одновременно отпраздновали ее 70-летие и 40 лет в театре. «Наша театральная мама», — называли ее певцы.

И когда три года спустя Нину Ивановну Козлову провожали на заслуженный отдых, равнодушных в зале не было.

— Я продолжаю работать и могу делать это бесплатно, главное — чтобы пускали в театр, — в своей прощальной речи пошутила она.

Потому что артист может уйти из театра, а театр из артиста — никогда.

— Бог наградил ее волшебным голосом с неповторимым теплым тембром, который покорял раз и навсегда, — говорит Николай Колядко.


Нина Козлова - Лиза (П. И. Чайковский. «Пиковая дама»)

Нина Козлова у служебного подъезда  Большого театра. Конец 1970-ых - начало 1980-ых годов
Я как зритель могу это подтвердить! В какой бы партии она ни выходила — а за четверть века этих партий было много, — она всегда была и хороша, и выразительна, и проникновенна, и замечательно чувствовала партнеров. Нет в ней ни эгоизма, ни заносчивости, которые зачастую вредят артистам на сцене. Она вживалась в роль и действовала, а голос помогал ей добиться наивысшей выразительности.

В театре многие считают, что лучшей ее ролью была Елизавета Валуа в спектакле «Дон Карлос». Этого названия уже много лет нет на театральной афише, но спектакль Изворской-Елизарьевой до сих пор помнится. Многие белорусские артисты достигли в нем вершин своих возможностей.

Прошли годы, и молодые артисты в новых спектаклях устремляются к тем же вершинам. А Нина Ивановна следит за ними со светлой и доброй улыбкой на лице, без ностальгии, без грусти. У всякого времени жизни свой смысл и свое счастье.

Пожелаем Нине Ивановне долгих лет и долгой радости от ее театральных детей!

juliaandr@gmail.com         

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter