Хочешь остаться без ноутбука, сдай его в ремонт. Как владелец мастерских обманывает минчан

Без страха и совести

Хочешь остаться без ноутбука, айфона и прочей техники? Сдай ее в ремонт или скупку, к примеру, такому минскому «мастеру» как Эдуард Холодок. Более известному пострадавшим людям, как руководитель, учредитель ряда фирм, одна из них — «Тамина». Вывески и адреса этих ремонтных мастерских меняются, но их суть, к сожалению, остается неизменной. Самое удивительное: несмотря на судебные решения в пользу измученных за долгие годы отстаивания своих прав клиентов и долги перед ними, с Холодка — как с гуся вода. Иски не погасил, технику не вернул, зато новые конторы открывает. А ведь такие «мастера» бросают тень и на добросовестные компании.

Фото sevengadgets.ru

Решение суда? И что?


Проблемы у клиентов Холодка начались как минимум года с 2013-го. Минчане отдавали в ремонт компьютерную технику, теряя в итоге и ее, и деньги. К примеру, Надежда. Она педагог, и без ноутбука, говорит, никуда. Ее эпопее с недоремонтом уже 6 лет. «В ноутбуке у меня были диссертация, презентации для учеников и много другой важной информации. Однажды он перестал включаться, и я пошла в ООО «Тамина». В мастерской мне выписали квитанцию, через неделю-две обещали сделать. Потом оказалось, что нет платы и ее надо заказывать из Китая, потом — еще что-то и еще». Однажды Надя стала свидетельницей такой сцены: минчанин забирал в «Тамине» телефон, скандалил и посоветовал минчанке: «Не связывайтесь с ним (Холодком. — Авт.), хлебнете!» Как в воду глядел: спустя полгода Надя подала в суд. Холодок обещал все отдать, говорил: мол, его машину вскрыли и ноутбук похитили. Хотя это не подтвердилось. В 2013-м клиентка выиграла суд, ответчика обязали вернуть ей полную стоимость уже нового, купленного в кредит, ноутбука. Но за все время, говорит, от должника ей удалось получить всего 53 рубля.

Не закончилась и история пиарщицы и молодой мамы Александры, начавшаяся в мае 2014-го ремонтом ее MacBook Air в конторе Холодка. Минчанка подробно описывала ситуацию в блоге ЖЖ: «Однажды в моем «Маке» треснула матрица. Бук в общем-то работал, но решила заменить экран… Дьявол отправил меня на сайт неизвестной ремонтной компании — ООО «Тамина» — и начался фантастический детектив…»



Александра оставляла обращения в милиции (в том числе коллективное). В 2015-м выиграла суд. Но на дворе уже 2019-й, а компенсацию и технику клиентка так и не получила, потому как взять с должника нечего. Бывший руководитель ООО между тем успел открыть новые ремонтные мастерские.

— Ко мне за минувший год обратились еще пару человек, я рекомендовала им пойти в милицию, — рассказывает Александра— Я знаю, что с кем-то Холодок рассчитывается. Наверное, поэтому уголовные дела не возбуждают. Мне же недавно пришел документ о банкротстве «Тамины».

Минчанка признается, что устала от этой борьбы: «Я поняла, что она бессмысленна. С чего у подобных ООО вседозволенность? А таких «бешеных», как я, которые доведут ситуацию до экономического суда, мне кажется, единицы».  

«А я его, простите, задолбал»


Стратегия Игоря сработала. Он — один из немногих, кому удалось вернуть технику. Хотя и не совсем ту. Но как у него это в принципе получилось? «А я Холодка, простите, задолбал. И почти каждую неделю писал заявления в отдел принудительного исполнения». Минчанина летом 2015-го угораздило отдать в ремонт, уже в новую контору Холодка «РемЛаб», компьютер: нужно было всего-то заменить материнскую плату. И Эдуард взялся выполнить работу. Только после «ремонта» стало хуже, и клиент вернул технику в офис на улице Мельникайте. История тоже закончилась судом. Его в конце 2015-го Игорь выиграл: оппонента обязали выплатить человеку определенную сумму и вернуть компьютер в исходном состоянии. Однако у предприятия тогда ожидаемо не оказалось счетов, которые можно было бы арестовать.

«Ну а потом, наконец, мне ежемесячно начали платить то по 5 рублей, то по 2, а, бывало, и целых 10 и 12 пересылали. Где-то год назад, — продолжает Игорь, — собрали практически аналог моего системного блока. То есть теперь претензий к Холодку я как бы не имею». Эдуард, со слов моего собеседника, старался показать, будто он не виноват в таком сервисе: мол, всему виной потребительский экстремизм и плохие ремонтники, а сам Холодок — человек исключительно порядочный: «То ли он законов не знает, то ли принципиально не возвращает имущество и деньги тем, кто с ним судится? Лично я никогда больше не обращусь к ремонтникам. Уж лучше покупать новый девайс».

Долги одной фирмы не мешают открывать новые


Теперь у должника новый офис — ООО AppleCity. И, знакомьтесь, одна из новых жертв — Виктория. В конце прошлого года девушка отнесла старый айфон в скупку в «ЭплСити». На сайте фирмы и ее странице в соцсети говорится о ее преимуществах, опыте и репутации и о том, что компания тщательно следит за качеством запчастей и соблюдением сервисных регламентов… В общем, Викин телефон там оценили в 70 рублей, пообещав (как сказано и в акте приема) рассчитаться за 14 рабочих дней. Виктория говорит:

— Деньги мне вовремя не выплатили, ну и последовала череда звонков — от меня и обещаний вот-вот рассчитаться — от представителей фирмы. После новогодних праздников мне в ООО говорили, будто деньги уже перечислили, потом — что не перечислили, затем — про ошибку номера карты… А при личной встрече со мной Холодок только разводил руками: дескать, ничем помочь не могу.

Итог: Вика заявила в милицию. Забегая вперед, скажу, что деньги девушке перевели уже после ее обращения в газету. Скорее всего, подобные проблемы случались и у других клиентов общества, судя по их прежним отзывам. К примеру, на странице сервиса в соцсети. Сейчас лента отзывов девственно чиста, а в хронике событий — исключительно позитив и 4 благодарности. А еще, говорят, Холодка искали судебные исполнители не только из Минска.

Каждый раз люди все делали правильно: претензия в адрес фирмы, обращения в общество защиты прав потребителей, милицию и суд. Но даже имея на руках судебное решение, экономического эффекта нет.

Проблему Александры и Надежды теперь пытается решить Вадим Дорох, антикризисный управляющий в деле о банкротстве «Тамины». Реально пострадавших, говорит он мне, гораздо больше, но люди решили поберечь свои нервы, время и деньги. Кстати, история эта уникальна вот почему. Свет в конце тоннеля появился, по сути, благодаря ошибке самого должника: когда он, дабы избежать банкротства, в начале 2017-го заявил, что имущество у него есть и он рассчитается с кредиторами. Но…

Вадим Дорох:

— Я стал требовать имущество, которое заявил Холодок (что, кстати, помогло ему в первый раз избежать банкротства). Но человек не исполняет судебные постановления. Даже пришлось с середины 2017-го по декабрь 2018-го неоднократно обращаться в ОПИ, службу БЭП, прокуратуру, Департамент финрасследований — по разным статьям, начиная с хищения и злоупотребления служебными полномочиями и заканчивая неисполнением решений суда. Однако в возбуждении уголовного дела отказано. При этом должник приходил в РУВД, обещал передать имущество и не сделал этого. Так что ничего он не боится. Я считаю, что основания привлечь его к ответственности были.

В Уголовном кодексе вроде и есть статьи, призванные наказывать за подобное, но производства обычно не возбуждаются. В случае с Холодком известно как минимум о 8 отказных прошлогодних материалах. Когда В.Дорох только начинал дело о банкротстве ООО, по фирме, говорит, уже имелось не менее семи судебных решений в пользу кредиторов. Тогда почему в итоге защита прав потребителей зависит от доброй воли самого должника? Захочет — вернет технику и деньги, а не захочет — извиняйте. А судебным исполнителям хоть ты в детективы иди, разыскивая официальный источник дохода и имущество ушлого ремонтника. Хотя, говорит В.Дорох, были использованы все механизмы банкротства (кстати, при его завершении долги ООО считаются погашенными, и кредиторы уже ничего не получат): «Единственное, удалось привлечь Холодка к ответственности как должностное лицо. При этом для истребования денег как с физлица клиентам снова нужно идти к судебным исполнителям».

…Между тем ловкий Эдик дает интервью блогеру как «владелец крупнейшего в Беларуси сервисного центра по обслуживанию техники». «Эксперт» в починке гаджетов Холодок лихо чихвостит в сети горе-мастерские, где, к примеру, обещая клиенту оригинал, ставят копию. И рассуждает: мол, мало разбирающегося в технике клиента легко обмануть и быстро на нем заработать. Вам, Эдуард, конечно, виднее.



Самое ужасное, что сложившаяся ситуация ненова и она продолжает порождать таких холодков, которых по факту не наказать ни рублем, ни сроком. Ну запретили им выезд из страны. И что? Как потребителям защитить свои права в этой сфере услуг? Возможно, при регистрации новых юрлиц нужно проверять чистоту историй учредителей, и если видно, что человек — должник, запретить ему открывать новую фирму. Но есть нюанс: задолжавший может привести чистого учредителя. Быть может, надо более последовательно использовать имеющиеся в УК статьи, в частности, о срыве требований кредиторов либо внести соответствующие изменения в уголовное законодательство?

ОФИЦИАЛЬНО

В управлении Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Минюста отметили: госрегистрация субъектов хозяйствования проводится на основании заявительного принципа, согласно которому при регистрации не оценивается соответствие законодательству представленных документов и не проверяется достоверность данных, указанных заявителем.

Вместе с тем законом предусмотрены основания для отказа в регистрации юрлица, а также ряд ограничений для ее проведения. И, по сути, при регистрации заявитель должен указать, что у него есть, к примеру, неисполненное вступившее в силу судебное постановление о взыскании денежных средств и т.д. — это является одним из ограничений для открытия нового субъекта хозяйствования. Вся ответственность за достоверность представленных сведений лежит на заявителе.

gladkaya@sb.by

Фамилии пострадавших есть в редакции.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter