Белорусские заварные хлеба и экструзионная продукция поставляется в 15 государств

Беларусь — страна хлебная

Июль — не только макушка лета, но и традиционно горячая пора на полях. Крестьяне по всей стране активно жнут озимый ячмень, в некоторых хозяйствах приступили уже и к уборке озимой пшеницы. По предварительным оценкам, урожай ожидается в пределах 6,5 миллиона тонн зерна в бункерном весе. А значит, будем с хлебом!

Собранные хлебопашцами злаковые после переработки попадут на стол в виде традиционного хлеба и ароматной выпечки. В последние несколько лет наши хлебозаводы радуют продукцией не только жителей страны, они успешно поставляют ее на внешний рынок. О том, как развивается одна из ведущих отраслей пищевой промышленности страны, за что иностранцы любят белорусские заварные хлеба, мы узнали у заместителя начальника главного управления перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ирины Баранцевич. А еще побывали на двух предприятиях, где выпускают стратегическую для продовольственного рынка продукцию, и узнали, что помогает им сегодня выигрывать конкуренцию.

Лилия Костецкая, мастер смены Полоцкого филиала ОАО «Витебскхлебпром».

На любой вкус

— Хлебопекарная промышленность Беларуси представлена тремя основными ведомствами. 65 процентов производят хлебопекарные организации системы Минсельхозпрода, которые находятся в областных центрах, а их филиалы — в райцентрах. Около 20 процентов приходится на долю шести предприятий «Минскхлебпрома». И около 15 процентов — организаций системы «Белкоопсоюза», — рассказывает Ирина Баранцевич.

По ее словам, внутренний рынок полностью обеспечен отечественной хлебобулочной продукцией. Ассортимент, а это более 2 тысяч наименований ежегодно, способен удовлетворить даже самого привередливого покупателя. Перечень постоянно обновляется с учетом спроса и современных тенденций полезного и сбалансированного питания.

— Мы активно сотрудничаем с госпредприятием «Белтехнохлеб», которое является филиалом Научно-практического центра Нацио­нальной академии наук Беларуси по продовольствию. С ним разработаны многие обогащенные, диетические, специализированные изделия. Например, для беременных женщин, спортсменов, пожилых людей, — информирует заместитель начальника главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода.

Помимо этого, разработаны такие перспективные направления, как замороженные хлебобулочные изделия, продукция, произведенная по технологии консервирования этиловым спиртом, с помощью модифицированной газовой среды, методом тепловой одноступенчатой и двухступенчатой стерилизации.

— Данные технологии позволяют с 96 часов — это стандартный срок годности заварных сортов хлеба — достичь, не добавляя ни консервантов, ни улучшителей, трех месяцев срока годности, — сообщила Ирина Баранцевич. — В 2022 году мы увеличили объемы производства замороженных хлебобулочных изделий более чем в два раза по сравнению с 2021-м. А продукции, полученной методом тепловой стерилизации, консервирования этиловым спиртом и с помощью модифицированной газовой среды, — более чем на 30 процентов. Такие изделия можно экспортировать, вплоть до стран дальней дуги.


К слову, в прошлом году белорусские предприятия поставили на внешний рынок хлебобулочных изделий на 40 процентов больше, чем в предыдущем. И в 2023-м эта тенденция сохраняется.

— Есть перспективные направления, нам открылись многие страны дальней дуги, в том числе прорабатывается возможность поставки на китайский рынок, — говорит специалист.

В 2022 году белорусские заварные хлеба, а также экструзионная продукция — хлебцы, сухие завтраки, снеки — поставлялись в 15 стран мира. В их числе Россия, Азербайджан, Туркменистан, Армения, Латвия, Литва, Германия, США, Израиль и другие.

— Наши заварные хлеба любят, потому что они сделаны из натуральных продуктов. Пшеничная, ржаная мука, соль, дрожжи — все белорусское. Применяемые термофильные бактерии и многостадийная технология приготовления хлеба способствуют естественному накоплению вкуса и аромата, которых не придадут никакие добавки, — подчеркивает Ирина Баранцевич. — Мы можем гордиться своей хлебобулочной продукцией. Наш хлеб является визитной карточкой Беларуси. Такой не выпускается сейчас во многих странах, потому что это очень энерго- и трудозатратное производство.

А наше государство способствует его развитию. Реконструкция, техническое перевооружение и модернизация хлебозаводов проводятся постоянно.

— Сегодня это высокомеханизированные предприятия.
Обновлен парк основного технологического оборудования — хлебопекарных печей, модернизированы склады бестарного хранения муки, тестомесильное и тесторазделочное оборудование, установлены современные автоматические и полуавтоматические упаковочные линии. 
Приятно отметить, что эстетика производства на наших предприятиях сейчас на высоком уровне, — резюмирует Ирина Баранцевич.

КСТАТИ

Каждый день хлебопекарные предприятия потребкооперации отгружают более 150 различных наименований хлеба и булочных изделий, ежедневно обеспечивая треть населения страны более чем в 20 тысячах сельских населенных пунктов. При этом Белкоопсоюз берет на себя не только выпечку хлеба, но и его доставку до каждого магазина и в самые отдаленные населенные пункты 556 автомагазинами.

statkevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter