Щедра к нам, грешникам, земля
«Жюссак был, по тогдашнему выражению, «мастер клинка», и притом многоопытный. Тем не менее он с величайшим трудом оборонялся против своего гибкого и ловкого противника, который, ежеминутно пренебрегая общепринятыми правилами, нападал одновременно со всех сторон, в то же время парируя удары как человек, тщательно оберегающий свою кожу……Д’Артаньян, не имевший большого опыта, но зато помнивший теорию, удвоил быстроту движений. Жюссак, решив покончить с ним, сделал резкий выпад, стремясь нанести противнику страшный удар. Но д’Артаньян ловко отпарировал, и, в то время как Жюссак выпрямлялся, гасконец, словно змея, ускользнул из-под его руки и насквозь пронзил его своей шпагой. Жюссак рухнул как подкошенный».
Великий Александр Дюма, вероятно, и представить себе не мог, что его эпизодический герой де Жюссак через полтора века станет закадычным другом мушкетеров. Что не было в книге — стало возможно в кино. За кадром.
На съемках фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» исполнитель роли капитана гвардейцев Владимир Балон крепко сдружился с Михаилом Боярским и его товарищами-мушкетерами. С этого момента карьера Балона получила зрительское признание. Из малозаметного участника эпизодов актер стал некоронованным мастером клинка советского кино.Между тем сам Владимир Балон свое знакомство с д’Артаньяном начал с того, что проиграл «Трех мушкетеров»: «В футбол! В школьные годы мы играли на книги. Перед матчем каждый договаривался с кем-нибудь из соперников, какую книгу он отдаст в случае проигрыша. Так я продул шикарное академическое издание Пушкина 1937 года, редчайший том «80 тысяч лье под водой» Жюля Верна — с «плавающим» на обложке «Наутилусом». И «Три мушкетера».
Мушкетер на скользкой дорожке
Чтобы понять человека, стоит узнать о нем с пеленок. «В метрике моя фамилия писалась «Баллон» — точно так же, как сосуд, например, для хранения газа. Мне это не очень нравилось. И уж не помню каким обманом, но при получении паспорта мне удалось одну букву «л» ликвидировать... Теперь, когда у меня интересуются, с одной или двумя «л», я отвечаю: «С одной. Это отличает меня от сосуда». Выходит, изменять обстоятельства в свою пользу Владимир Балон научился еще подростком, и это уж точно пригодилось ему по жизни.Тем более жить в годы хрущевской оттепели хотелось модно, широко и весело: «Я был стилягой! Каждый день после тренировок быстро принимал ванну, одевался и бегом на Невский проспект, который считался питерским Бродвеем. Ежедневно от Садовой улицы до Московского вокзала и обратно мы его «шлифовали» своими каучуковыми подошвами. Носили модные коки, пиджаки с широкими плечами, узкие брюки-дудочки, яркие галстуки и ботинки «на манной каше». При этом успел дважды жениться.
Первая семья закончилась ребенком, разводом и едкой статьей в ленинградской газете «Мушкетер на скользкой дорожке», зато во второй даже свадьба началась с приключений: «Мы долго выбирали день, когда оба свободны, наконец назначили свадьбу на 1 августа. В последний момент Джеллу вызывают на правительственный концерт. Но не отменять же свадьбу. Мы кое-как успели расписаться, жена поехала в Кремль, а я домой, гостей встречать. А концерт должен был транслироваться в прямом эфире по телевизору. Когда за столом обнаружилось, что невесты нет, я включаю телевизор и говорю: «Смотрите сюда, сейчас Джеллу покажут, и вы сможете с ней чокнуться». Актриса и спортсмен, казалось бы, еще та гремучая смесь, тем не менее солистка ансамбля «Березка» Джелла Агафонова и Владимир Балон прожили вместе 53 года. Их не смущала разница в возрасте. Супруга была на 8 лет старше. «Я встречаю ее в аэропорту, еще не вижу, а уже чувствую, что она идет, а когда замечаю ее взгляд — в нем столько счастья и огня. Я понимаю, что она принадлежит только мне». Так может сказать только любящий человек!
Бутылок многих, очень многих видел дно…
«Февраль, сугробы по пояс, деревня с домом отдыха, где квартировалась съемочная группа... И вдруг появляюсь я — в шикарном английском пальто, костюме-тройке с двумя разрезами сзади, стильных туфлях на тонкой подошве, модном нерповом «пирожке» и с золотой медалью «Чемпион СССР» на лацкане. Все ахнули! Потому что у всех форма одежды — валенки и тулуп» — так пышно Балон описывал свое явление на съемках фильма «Гусарская баллада».Очевидно, опытные кинематографисты по достоинству оценили удаль молодого спортсмена, поскольку доверили ему фактически две роли: адъютанта Кутузова на экране и своего рода денщика при всенародно любимом артисте Николае Крючкове в быту. «Я быстро вписался в компанию благодаря любви к преферансу. Меня поселили с Николаем Афанасьевичем Крючковым, который тут же взял надо мной шефство и регулярно отправлял на лыжах в ближайший поселок за водкой».
Сударь, я имею честь на вас напасть!
Фехтовальные баталии в «Гусарской балладе» ставил известный мастер того времени Леонид Блох, но идея оставить спорт ради более перспективного кино, очевидно, посетила Владимира Балона именно тогда. Тем более его приглашали не только сниматься: «Позвонил Рязанов. Зазвал на съемки «Берегись автомобиля». Там мучений тоже хватало. Уже вовсю снимали, а я все думал: как поставить фехтование. Ехал как-то в трамвае и увидел в окно склочничающих ворон. Одна, когда наступала, — кричала во всю глотку. Затем наступала другая, попутно орудуя клювом. Осенило. И в фильме фехтование я построил в виде эдакого разговора». Вот она, известная битва Подберезовикова и Деточкина на сцене народного театра: «Сударь, я имею честь на вас напасть!» — «Я к вашим услугам». — «Где вы были две недели?» — «В командировке!»Пора-пора-порадуемся на своем веку
У успеха много отцов. В титрах постановщиков трюков «Д’Артаньян и три мушкетера» значатся сразу три фамилии: фехтование — В. Балон, конные трюки и драки — А. Ходюшин, драки — Н. Ващилин.О похождениях мушкетеров во Львове и Одессе ходят легенды, а уж за авторство трюков в прессе наломали столько копий или шпаг — не сосчитать.По договору с киностудией вся ответственность за разработку и безопасность на съемочной площадке была на Николае Ващилине, зато Балон вместе с Боярским действительно занимались фехтованием, импровизировали.
Выходило по-разному. На берегу, например, удачно: «После удара гардой справа (а Миша махнул слева свободной рукой, послав Балона отыгрывать в другую сторону) де Жюссак должен был упасть с обрыва и запутаться в сетях… где д’Артаньян спокойно отберет у него бумагу с разрешением покинуть Францию… Но пьяные актеры все перепутали и завязали длинный бой… окончившийся приставленным клинком к груди де Жюссака», — такими подробностями делился спустя годы Ващилин. Пленки было в обрез, и эпизод пошел в этой версии, чем, несомненно, добавил драке эмоционального драматизма.
Самодеятельность, однако, в дальнейшем едва не закончились трагически. В сцене во дворце де Жюссак умудрился нанести д’Артаньяну не «понарошный», а самый настоящий удар — выбил зуб и проткнул небо. Шума Боярский поднимать не стал — последствия для друзей могли быть слишком серьезными. А ведь по сценарию алмазные подвески проносили в Лувр тайно, без этой драки…
А что же такое жизнь, а жизнь
Да просто дуэль со смертью
«Фактически мы жили, как наши литературные герои… Уверен: именно поэтому фильм удался», — не раз откровенничал спустя годы о «д’Артаньяне» Владимир Балон. Потом были «Гардемарины», где Балон опять играл вместе с Михаилом Боярским. И несколько продолжений мушкетеров. Именно в 90-е и 2000-е годы, накануне выхода фильмов «Мушкетеры двадцать лет спустя», «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» и последнего «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини», в прессе поднималась волна воспоминаний бурной молодости. Читатели-зрители узнавали новые подробности о «подвигах» двадцати-тридцатилетней давности. Масла в огонь подлил и режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, выпустив на склоне лет свой биографический бестселлер «За кадром». «Любой человек хочет сохранить тот лучший миг своей жизни, когда он был интересен обществу, когда он был, что называется, на коне», — заметил в одном из своих последних интервью Владимир Балон. С ним трудно не согласиться.Знаменитый Александр Дюма, сам известный веселым нравом и любовью к приключениям, думается, не остался бы разочарован проделками и россказнями Владимира Балона и его товарищей. И жизнь прожить, и рассказать о ней красиво!* * *
Владимир Балон сыграл последнюю роль в детективе «Сивый мерин» в 2010 году. В 2009 году врачи диагностировали у него онкологическое заболевание. Операция, казалась бы, прошла успешно, но спустя три года болезнь вернулась. На этот раз с ней справиться не удалось. 75-летний актер умер 2 февраля 2013 года. Джелла Агафонова пережила мужа на пять с половиной лет.
Джелла Агафонова и Владимир Балон.
Учитель фехтования из Гродно
Азы фехтовального мастерства Владимир Балон постигал у нашего земляка Константина Булочко. Константин Трофимович родился в Гродно в 1908 году. После Октябрьской революции обосновался в Ленинграде, где заложил основы не только школы фехтования, но и стал одним из ведущих специалистов по подготовке мастеров рукопашного боя. После войны вместе с женой Верой, тоже известной спортсменкой и чемпионкой СССР, перебрался в Минск. Работал в институте физкультуры. Среди учеников заслуженного тренера СССР наши великолепные мастера Герман Бокун и Юрий Дексбах, стоявшие у истоков успеха белорусского фехтования. В середине 50-х годов Константин Булочко вернулся в Ленинград.Константин и Вера Булочко.
История с фотографией
Популярная серия открыток советских актеров еще в середине семидесятых (до выхода фильма «Д’Артаньян и три мушкетера») пополнилась фотографией Владимира Балона. На обороте, предваряя список фильмов, строчка: «Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии». На самом деле это не так. Владимир Балон имел высшее спортивное образование, далекое от актерской школы. Согласно легенде появлением надписи открытка обязана известному фотографу Георгию Тер-Ованесову, который делал студийные снимки многих советских актеров. Из-за тогдашних бюрократических проволочек в тираж не должны были попадать фотографии тех, у кого не было актерского образования. Но фото уже были, и, чтобы не пропали хорошие кадры, Тер-Ованесов, знакомый артиста, пошел на хитрость — указал под фотографией, что Владимир Балон окончил ЛГИТМиК, хотя на самом деле там даже не учился.
ЦИТАТЫ
♦ Поединок — не драка, а диалог двух людей.
♦ Я не делаю трюка, я вселяю в людей веру, что они владеют холодным оружием. И этим обманываю зрителя.
♦ Шлейф затейника сопровождал меня всю жизнь.
♦ Я и раньше часто жонглировал понятием «мужская дружба», но именно на «Мушкетерах» я приобрел настоящего друга.
♦ Я вечно играл в фильмах каких-нибудь белогвардейцев, идиотов. Ну как с такой рожей сыграть, например, рьяного революционера?