Антимонопольное право, ценовое регулирование – Богданов о сотрудничестве с коллегами из Кыргызстана

Сегодня, 9 февраля, на базе Министерства антимонопольного регулирования и торговли состоялась двусторонняя встреча главы нашего ведомства Алексея Богданова с председателем Службы антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызстана Гюльшат Асылбаевой. На повестке – синхронизация подходов в ряде сфер в двустороннем формате и в мультиформатном режиме на пространстве ЕАЭС. 

Фото из архива «СБ»

– Цель визита кыргызских коллег и наши сегодняшние переговоры сосредоточены вокруг трех основных направлений. Во-первых, это обмен опытом в области антимонопольного регулирования и обеспечения конкуренции, ведь Беларусь лидер в этом направлении, – отметил Алексей Богданов. 

Он рассказал, что за прошлый год в МАРТ рассмотрено 125 заявлений о нарушении конкуренции и защите прав субъектов хозяйствования в этой сфере. 

– Это непростая большая работа, благодаря которой субъекты хозяйствования все больше узнают и понимают, как пользоваться возможностью защищать свои права в области антимонопольной политики, – подчеркнул министр. – Было выявлено 13 фактов нарушения, выданы 8 предписаний и 21 предупреждение. Мы видим, что субъекты хозяйствования очень трепетно относятся к нашим предупреждениям и предписаниям, быстро устраняя замечания. В случае, если наши предупреждения не воспринимаются, мы начинаем антимонопольное расследование, рассматриваем дело на комиссии при МАРТ. В случае обнаружения нарушения направляемся в суд и там доказываем свою правоту. 

Глава МАРТ привел некоторые примеры громких дел в разных сферах, которые заинтересовали коллег. Одно касается согласованных действий по повышению цены, когда компании сговорились держать необоснованно высокую цену. 

– Так, например, мы раскрыли дело, когда собственники доменных имен договорились держать монопольно высокую цену при предоставлении этих услуг другим субъектам хозяйствования. Верховный Суд поддержал нашу позицию и наказал нарушителей, – напомнил Алексей Богданов. – Другое дело – о нарушении использования доминирующего положения на рынке. Старый случай – «дело Google», когда компания, пользуясь своим доминирующим положением на рынке, диктовала условия и обязывала тех, кто приобретает телефоны на системе андроид, устанавливать те приложения, которые им диктовали. Второй случай недавний, когда компания, используя свое доминирующее положение, диктовала другим, как продавать свой товар. 

Еще одно частое нарушение – недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение потребителей, например, за счет  недобросовестной рекламы через термины «самый лучший товар«, «самая низкая цена», что не подтверждается исследованиями. 

Второе направление для изучения кыргызскими коллегами – опыт Беларуси по управлению инфляцией и в области ценового регулирования. 

– Мы в прошлом году не позволили выйти за пределы установленного ценового параметра: получилось 5,8 процента вместо 7–8 процентов. В  условиях жесткого внешнего давления всей страной удалось поручение Президента выполнить. Коллег очень интересует этот опыт, они хотят внедрить у себя аналог нашего ценового регулирования, – обратил внимание министр. – Еще один важный блок – биржевая торговля. В Кыргызстане есть своя биржа, но они хотят ее трансформировать на наш манер. Будем посещать нашу площадку и рассказывать об опыте ее работы.

Гюльшат Асылбаева в свою очередь добавила, какая еще практика МАРТ заинтересовала:

– Есть вопросы по структуре министерства, изменению антимонопольного законодательства, референтному ценообразованию, регулированию госзакупок, контролю за соблюдением законодательства в области ценообразования и другие. Объем вопросов большой, мы уже два дня общаемся по этому поводу, посетили торговые сети. Что увидели? Заметно, что идет плотный диалог с торговлей и потребителями, – это действительно впечатлило.

Председатель Службы антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Кыргызстана напомнила, что госорганы двух стран взаимодействуют плотно давно – работают по подписанному ранее меморандуму о сотрудничестве. Тем для общения много, потому как политика в области ценообразования, контроля за ним, выявления антимонопольных нарушений схожа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter