Бразилия вступает в схватку за многополярный мир на стороне сил прогресса

Антиглобалистское танго

В последние месяцы Бразилия, один из ключевых членов БРИКС с 1,6 трлн долларов ВВП и населением 207,8 млн человек, значительно активизировалась на международном треке. Причиной этому служит триумфальное возвращение на президентский пост Лулу да Силвы, давнего оппонента США и сторонника построения альтернативной модели мироустройства.

Возвращение президента

Да Силва — один из наиболее популярных политиков Бразилии, снискавший любовь народа успешным проведением масштабных экономических и социальных реформ в 2000‑х, которые позволили снизить социальное неравенство в стране на 50 процентов. Его заключение под стражу по коррупционному навету едва не вызвало в стране бунт, а освобождение и вступление в предвыборную гонку встречали восторженные толпы.
Стратегия нового‑старого бразильского президента заключается в разумном сочетании внутри‑ и внешнеполитических интересов. Именно во время двух первых сроков да Силвы огромная южноамериканская страна стала одним из политических лидеров своего полушария, а ее значимость и важность для геополитики и мировой экономики была признана ведущими державами. Программным стало заявление бразильского лидера на первом саммите БРИКС в 2009 году, когда он подчеркнул, что экономики государств — участников объединения будут иметь большую долю в мировом экономическом росте, чем экономики стран G7.

Да Силва оказался хорошим пророком: к 2023 году страны БРИКС обеспечивают 31,5 процента мирового ВВП, тогда как G7 — только 30,7.

Все дороги ведут в Пекин

Первой после вступления в должность глава Бразилии посетил Аргентину, вторыми стали США. Однако визит в Вашингтон получился невыразительным: видимо, да Силва не забыл, что именно козни проамериканской оппозиции позволили упрятать его по ложным обвинениям за решетку, а на бразильский политический олимп вознести правого популиста Жаира Болсонару, который за один срок едва не разрушил все достижения предшественников.

Посещение США сопровождалось напряженностью между странами. В январе к берегам Бразилии прибыла экспедиционная группа ВМС Ирана в составе кораблей — вертолетоносец «Макран» и фрегат «Дена». Да Силва заявил о готовности разрешить им стоянку в Рио‑де‑Жанейро, чем вызвал шквал возмущения со стороны американского истеблишмента. Посол США в Бразилии Элизабет Бегли заявила, что оба корабля задействованы в «торговле людьми» и «террористической деятельности» и «не должны швартоваться нигде». Несмотря на весь этот шантаж и угрозы, как только президент вернулся из Вашингтона, корабли вошли в гавань Рио.

А вот поездка в Китай получилась триумфальной. Омрачить ее не смог даже глава госдепа Блинкен, который чуть ли не прямым текстом стал угрожать да Силве отказом США от многомиллиардных инвестиций в бассейн Амазонки. Впрочем, слушать пустое сотрясание воздуха никто не стал, и в середине апреля бразильский борт номер один направился в КНР.
Вопреки прогнозам западных экспертов, говоривших о том, что едва ли не самой важной темой обсуждения лидеров Китая и Бразилии будет украинский кризис, Си Цзиньпин и да Силва говорили более всего об экономике. Пожалуй, именно ее касалось и самое значимое заявление бразильского президента, сделанное во время этого визита.
«Постоянно спрашиваю себя, почему все страны должны торговать в долларах... Почему мы не можем торговать в собственной валюте. Почему такое объединение, как БРИКС, не может иметь валюту, которой можно финансировать торговые отношения между Бразилией и Китаем, между Бразилией и другими странами БРИКС», — задался риторическим вопросом Лула да Силва во время церемонии инаугурации нового главы банка развития БРИКС бразильянки Дилмы Руссефф.

Почти синхронно с этим заявлением Центробанк Бразилии объявил, что юань обогнал евро и стал второй (после доллара) по значимости валютой в валютных резервах страны. А следом были сделаны и практические шаги: ни одно из более чем 15 соглашений, подписанных во время визита в Поднебесную, не будет привязано к доллару — все расчеты будут производиться в национальных валютах двух стран.

Перспективы у китайско‑бразильского сотрудничества весьма значительны. Видно это и по локациям, посещенным да Силвой в ходе визита, и по заключенным контрактам. Так, например, автокомпания BYD, на чьем заводе в Шанхае побывал глава Бразилии, собирается выкупить завод Ford в Баие, закрытый в 2021 году, а гигант Huawei уже стал единственным подрядчиком по созданию инфраструктуры 5G в Бразилии, чем вызвал у американцев, претендовавших на этот жирный кусок рынка, зубовный скрежет. Кроме того, в числе договоренностей есть ряд соглашений в банковской сфере, которые позволят эффективно переводить реалы в юани и обратно при взаиморасчетах, а также интересные обеим сторонам договоренности в области альтернативной энергетики и космоса.

«Клуб мира» против войны

Впрочем, без политических заявлений во время визита тоже не обошлось. Лулу да Силва, не понаслышке знающий, как США могут вмешиваться во внутренние дела даже таких сильных и развитых стран, как Бразилия, при полной индифферентности международных организаций, предложил реформировать ООН. По его мнению, реформы прежде всего должны коснуться Совбеза ООН, который превращен США, Великобританией и Францией в площадку для болтовни и инструмент обслуживания интересов Запада.
Жесткая позиция да Силвы свидетельствует о том, что Бразилия сделала свой выбор и встала на сторону прогрессивных сил в битве за новый мировой порядок. Новый президент сменил пустозвона Болсонару как раз вовремя, чтобы направить страну по правильному пути.
Одним из предвыборных обещаний тогда еще кандидата да Силвы было возвращение Бразилии в мировую политику. Сделать это, не сформировав четкую позицию страны по наиболее острым вопросам глобальной повестки, невозможно, и новому лидеру пришлось это сделать. В первую очередь, это должна была быть позиция по Украине. И здесь проявились дипломатический талант и мудрость хозяина дворца Алворада. Канцлеру Шольцу, навестившему его в январе, он ответил отказом на просьбу продать ракеты, которые Германия собиралась продать Украине. Позднее в интервью одному из телеканалов да Силва призвал прекратить считать ФРГ «бедной жертвой» и признать, что Берлин играет значимую самостоятельную роль в продлении военных действий.

Их да Силва неоднократно предлагал прекратить и усадить стороны за стол переговоров. Четкого плана, как у Китая, у него пока нет, но есть определенные наметки — например, Западу предлагается прекратить поставки оружия, Украине — отказаться от притязаний на Крым. В основе устремлений бразильского президента — создание «клуба мира», сообщества стран, которые смогут эффективно решать конфликты путем компромиссов. В составе такого объединения он видит свою страну, Китай, Индию, Индонезию.
Если соотнести эту концепцию с выраженным во время визита в Китай недовольством сложившейся ситуацией вокруг Совбеза ООН, можно предположить, что «клуб мира» может быть в видении да Силвы основой некоего будущего расширенного аналога Совбеза.
Роль Бразилии в мировой политике стремительно растет. Мощная развивающаяся экономика, геополитические амбиции и сильный лидер, пользующийся поддержкой народа, — все это делает ее безусловным региональным лидером и перспективным игроком на глобальном поле. Поддержка такой державой проекта многополярного мира, продвигаемого Беларусью, Россией, Китаем и Ираном, серьезно повышает шансы на успех. Тем более что пример Бразилии может оказаться весьма заразителен как минимум для колеблющихся стран Латинской Америки и позволит привлечь к конструктивной работе над новым мироустройством новых перспективных участников.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter