Сильное государство — это годами и десятилетиями выстраиваемые институты. Способные, как ветви дерева, и питать себя и весь ствол, и противостоять любым ураганным ветрам. И люди как корни того дерева. Преданные своей земле, своему народу, своему государству люди. И следовательно, имеющие принципы, убеждения, веру.
Откуда они такие берутся? Государство прилагает немало усилий для их взращивания. Знания несут убеждения, образование формирует идеологию. Людская память, память народа сохраняет понятия «хорошо» и «плохо», бережет общественную мораль, держит нравственные устои.
Однако каждый наш день начинается в семье. И заканчивается в семье. Оттуда ребенка ведут в детский сад и туда забирают. Из дома школьник уходит учиться — и возвращается домой, пока не станет совсем взрослым. К своей семье мы торопимся каждый день после работы — и ненадолго прощаемся с ней по утрам… И горько жить тому человеку, у которого это не так.
Не отдельный индивид есть настоящая ячейка общества, реальная клеточка того дерева, подлинный кусочек страны — а его семья. Как папа относится к маме, как ведут себе родители на людях и наедине — так потом и их дети будут делать. Воспроизводить виденный сотни раз стандарт и распространять.
Все то хорошее, чему учит наших детей школа и вся система образования, что им транслирует общество через принятые нормы поведения и государство через свои институции, — все это в семье может быть усилено и отшлифовано или искорежено и нивелировано. Вот почему еще две тысячи лет назад была проклята бесплодная смоковница, что не дает более плодов для насыщения и продолжения рода.
* * *
Семья взаимодействует с государством и наоборот — и нет мелочей в этом процессе. Каждая сторона должна в меру сил стараться и вкладываться. Приведу пример: к 9 Мая для школьников раньше проводили специальный урок. Обычно с рассказами ветеранов войны из семей учащихся, с описанием их медалей и орденов, подготовленными для класса правнуками и правнучками.
А вот в одной минской гимназии не оказалось в классе таких учеников, у кого в семье еще были бы живые участники Великой Отечественной. И тогда педагог попросила детей просто принести то, чем в их семье особо гордятся. Рассказать в классе о семейных реликвиях.
Неожиданно на уроке школьники взахлеб, наперебой, с азартом и гордостью начали рассказывать о послевоенных годах своих семей. О медалях «За освоение целинных земель», о значках «Готов к труду и обороне» и «Ударник коммунистического труда», о нагрудном знаке «Изобретатель СССР». Их бабушки и дедушки, вспоминая детям про свою молодость, будто сбросили с плеч по полсотни лет, у них блестели глаза и звенели голоса — и это дети запомнили сильнее всего.
Всего-то и надо было — не махнуть рукой, проявить инициативу и немного подумать, потратить время, вложиться.
Англосаксы душат мир всепроникающим интернетом, через который доносят свои западные ценности, свои потребительские смыслы, искажают историю, оглупляют молодежь и детей. Единственное, чем мы можем противостоять заполоняющей эфир либеральной гегемонии, — это разговаривать. Друг с другом, государственник с патриоткой, взрослые с молодежью. Но главное — разговаривать с нашими детьми. Иначе с ними будут разговаривать другие, и они это уже делают.
Лучшего же места для душевных, ежедневных, традиционных разговоров о главном, о правильном, о делающем человеческую жизнь высокой, полной смысла, чем семья, люди пока не придумали.
Поэтому — разговаривайте со своими детьми. С домашними. С соседями. С коллегами. С земляками. Но главное — с детьми. В этом и воспитание, и сохранение традиций, и передача народной мудрости, и закладка ценностных основ. В этом и корни, и ветки того суверенного белорусского дерева, частью которого мы все с вами являемся — и должны оставаться наши дети.
Не жалейте себя для семейного общения, на этом не экономьте.
* * *
Любая семья сильна еще и вот чем: она самим своим существованием, собственным примером показывает растущему в ней человечку, что он есть часть чего-то большего. Чего-то важного. Того, что без него, поплакав, обойдется, а вот он, индивид, без этого засохнет, как та смоковница.
Семья, как маленькая компьютерная плата памяти, содержит часть общей народной информации. О традициях. О том, как правильно жить. Что такое хорошо и что такое плохо. Чем наш народ славен и чего он достиг. Миллионы таких ячеек, складываясь, составляют память белорусского народа. Несут в себе наш культурный код. Суть того, как и чем белорусы от века жили на своей земле.
Через семью все это передается подрастающим поколениям, через те самые значки и медали дедушек и бабушек — и через гордость внуков за семейные реликвии. Которые созвучны и реликвиям народным.
Смотрите, что творит западное общество потребления: уничтожив национальную промышленность и переведя ее в формы транснациональных корпораций, оно двигается в сторону уничтожения национальных государств. Подчинения их англосаксонской гегемонии в рамках военных и ценностных блоков. Одновременно массово распространяя заразу гомосексуализма, лесбиянства, трансгендерности, толерантности и всего прочего, ведущего — в первую очередь! — к отказу от семьи.
Зачем они это делают, отчего так стремятся атомизировать свои и чужие общества, не обращая внимания даже на собственную демографическую катастрофу? Потому что именно семья во всем — даже в западном — мире стоит последней преградой на пути получения идеального потребителя. Жрущего как не в себя индивида без традиций, без памяти, без культуры. Без доброго совета, без заботы и ласки, без системы запретов и поощрений… без всего, что дает человеку семья.
Именно семья в первую — и в последнюю! — очередь бережет людей от превращения в манкуртов, которым реклама, интернет и гаджеты диктуют, что есть, что носить, что любить, во что верить, о чем думать и как поступать. Как жить.
Для чего жить, современному западному миру понятно: чтобы потреблять. Свинья не может поднять голову и посмотреть на звезды — больше не может. Зато свинья и кормушка — они будто созданы друг для друга.
И стойло, для откармливаемых оно всегда где-то рядом.
* * *
Разговаривать — это шире, чем просто вербальное общение. Это еще и манера поведения, привычки, обычаи, те же семейные традиции.
Это не дать в транспорте разгуляться трамвайному хаму, а на улице или на работе — ставшему невероятным змагару.
Это не терпеть мусора в подъезде, грязи в лифте и бчбанутых протестунов в своем окружении, будь то дома или на работе.
Это не давать хаять свою страну, свое государство и свой народ — и в то же время не стесняться хвалить их за реальные достижения. А ведь их вокруг нас на самом деле столько, что хоть каждый день гордись, а не закончатся.
Это и та интонация, что царит на семейных кухнях вечерами, когда вокруг только свои. Вот она, наверное, и есть основное, что вынесут наши дети уже в свою взрослую жизнь.
А поскольку это им — нашим детям — дальше и строить, и беречь наше общее государство, то вывод и прост, и очевиден одновременно. Чем крепче будет каждая белорусская семья, тем сильнее будет государство, тем устойчивее и счастливее будет наша Беларусь.
…В одном из районов в зале на встрече с активом поднялся пожилой уже отставник. Уверенно представился, мол, вот я школьный военрук. Вы, столичные пропагандисты, можете дать мне три слова, которые я должен сказать своим ученикам? Не разговор чтобы, не целая статья, не выступление с трибуны, а просто дайте мне три самых важных слова!
Слова нашлись в том полуоплеванном всякими негодяями и полузабытом многими прошлом, которое все еще ждет от нас с вами справедливой оценки. И если мы все будем руководствоваться этими словами, каждый день жить по ним, а наши дети, наблюдая за нами в семье, будут это видеть, то и множества разговоров, пожалуй, не потребуется.
«Раньше думай о Родине, а потом о себе» — так пели когда-то наши предки. Так они и жили. И нам так надо жить.
Крепить семьи. Строить государство. Беречь страну. Любить Беларусь.