Источник: Знамя юности
Знамя юности

«А чем я хуже?» Узнали, почему девушки идут учиться на традиционно мужские специальности

Многие абитуриенты, определяясь с будущей специальностью, склонны разграничивать профессии на «мужские» и «женские». Среди представительниц прекрасного пола немало тех, кто готов конкурировать с парнями в их традиционных сферах. «Знаменка» пообщалась с девушками, которые выбрали профессию вопреки гендерным стереотипам.

«А чем я хуже?»

Про таких, как Настя Костриченко, говорят «папина дочка». С детства подолгу зависала с отцом в гараже, наблюдала за его работой, подавала инструменты. Папа всегда любил ремесленничать, занимается дерево- и металло­обработкой, рассказывает Настя:

– Он-то и приобщил меня к труду. Особенно нравилось мастерить что-то вместе: одно дело, когда собираешь мебель по инструкции, и совсем другое, когда придумываешь и воплощаешь собственные идеи. Папа учил меня, что нужно вкладывать душу в то, что делаешь. Как-то раз смотрю: варит декоративные ворота для нашего дома. В тот момент поймала себя на мысли, что хочу уметь так же. Сначала, правда, выходило не очень. Пото­м стало получаться гораздо лучше.

Когда в 11-м классе нужно было выбирать профессию и учебное заведение, Настя по совету знакомой остановилась на филиале РИПО «Индустриально-педагогический колледж»:

– Приехала на день открытых дверей. Увидела выставку с декоративными работами будущих сварщиков и подумала: «А чем я хуже?» Эта профессия – одна из самых надежных и востребованных. Папа меня поддержал. Парень тоже не стал отговаривать: сам когда-то выучился на сварщика. А вот мама поначалу переживала, как справлюсь с тяжелыми инструментами, но со временем смирилась.

Чтобы получить идеальный шов, нужно много практиковаться

Настя – единственная девушка в группе, однако у парней пользуется авторитетом: воспринимают ее как свою и колкостей (мол, девчонка – что с нее взять) не отпускают. Одногруппники оказались очень отзывчивые, позитивные и дружелюбные, заверяет Настя:

– Если что-то недопоняла, могу спросить у парней, окончивших уровень ПТО. Все они очень заряженные на профессию. После занятий вместе ходим на кружок художественной сварки, чтобы повышать свой уровень. Когда с кем-то знакомлюсь и говорю, что учусь на техника-технолога сварочного производства, реакция всегда одна и та же: мало кто верит, что это правда. Обычно отвечают: «Смешная шутка. Куда тебе, такой хрупкой, в сварщики?»

Сейчас Анастасия учится на втором курсе, признается, что в выборе не разочаровалась:

– Чем больше узнаю, сколько всяких разновидностей сварки существует, тем интереснее учиться. Раньше думала: взял электрод, чиркнул – и работай. На деле все гораздо увлекательнее. Только представьте: варить можно даже под водой!


Рассуждая, какими физическими и внутренними качествами необходимо обладать сварщику, Настя в первую очередь называет выносливость:

– Нужно иметь сильные руки и корпус, потому что долгое время находишься в одном положении. Также готовьтесь работать в том числе в экстремальных условиях – в плохую погоду, на большой высоте. Хорошо бы запастись терпением и усидчивостью. Сварка – дело момента: все происходит быстро, поэтому движения должны быть отточены. Для этого придется много практиковаться. Не бывает так, чтобы взялся за аппарат – и у тебя сразу получился идеальный шов.

28 парней и две девушки

В этом году Дарья Кулик распрощалась с родной средней школой № 169 Минска и поступила в Минский государственный автомеханический колледж имени академика М. С. Высоцкого. Будущая специальность у нее весьма перспективная – «автомобилестроение». Выпускники нарасхват у таких гигантов промышленности, как Минский автомобильный завод, Минский завод колесных тягачей, Минский моторный завод. Пытаясь отыскать первопричину выбора, Дарья вспоминает:

– Пока подружки играли в куклы, мне нравилось изучать устройство машин и механизмов. Хотелось понять, что приводит в движение груду металла. Во время экскурсии с классом на МАЗ нас позна­комили с производством. Там я окончательно влю­билась в профессию.


Сыграло роль и то, что мама Даши – автолюбитель со стажем, к тому же работает мастером цеха на Минском автомобильном заводе. Однажды она услышала, что в автомеханическом колледже планируется день открытых дверей, и предложила дочери посетить его. Крутой ресурсный центр и производственные мастерские произвели на девушку впечатление:

– Даже сейчас, когда захожу в кабинет и вижу модели двигателей или коробок передач, сердце начинает биться чаще от осознания, что предстоит со всем этим работать. Пока проходим предметы за курс средней школы и изучаем введение в специальность. Самое интересное еще впереди, но уже понимаю, что в профессии не ошиблась.

Даше Кулик с детства нравилось разбираться в устройстве механизмов

В Дашиной группе из 30 человек только две девушки, с самого начала в коллективе сложились хорошие взаимоотношения:

– Очень быстро сдружились, не возникает конфликтов или разногласий из разряда «ты девочка – тебе здесь не место». Наоборот, парни всегда готовы прийти на помощь.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Светлана Месникович, доцент Института психологии БГПУ имени Максима Танка:

– Гендерные стереотипы очень сильно влияют на выбор подростками будущей профессии. Одна­ко представления о полоролевом поведении постоянно меняются, и сейчас мы наблюдаем размывание границ межд­у «мужским» и «женским». Девушки выбирают традиционные мужские специальности по нескольким причинам. Это может быть продиктовано стремлением доказать свое преимущество над парнями. Как пра­вило, ни к чему хорошему это не приводит (в первую очередь вредит личной жизни). Но есть те, кто старается преодолеть социальные стереотипы, чтобы стать свободнее, познать свои возможности и осмыслить многообразие мира. Таких девушек отличает по-настоящему творческий подход к делу.

derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter