52 года назад, 25 сентября 1971, «СБ» сообщила о показе в столичных кинотеатрах новой кинокомедии «12 стульев»

Главного героя экранизации этого эпохального произведения могли сыграть Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Никита Михалков, Муслим Магомаев, но в итоге роль Остапа-Сулеймана-Берта-Мария-Бендер-бей досталась малоизвестному артисту из провинциального театра Арчилу Гомиашвили. Многие уже догадались, что речь идет о кинокартине «12 стульев» по одноименному роману соавторов Ильфа и Петрова. 

25 сентября в рубрике «Фильмы недели» газета рассказывает о предстоящем показе кинокомедии «12 стульев».

«На будущей неделе зрители увидят новую широкоэкранную двухсерийную художественную киноленту «Двенадцать стульев», поставленную режиссером Леонидом Гайдаем на киностудии «Мосфильм» по мотивам одноименного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Рассказ о приключениях искателей драгоценностей передает атмосферу середины двадцатых годов, когда так стремительно, так трагикомично уходило из жизни мещанство всех мастей, обреченное на смерть великой революцией. Особенно долго искали исполнителя роли Остапа Бендера. Двадцать два претендента были отвергнуты, и лишь двадцать третий удовлетворил взыскательному вкусу режиссера и сценариста Владлена Бахнова. Им оказался народный артист Грузинской ССР Арчил Гомиашвили. В других ролях заняты Сергей Филиппов (Киса Воробьянинов), Михаил Пуговкин (отец Федор), Юрий Никулин (дворник Тихон)».

Вот так скупо советским гражданам рассказали о комедии, которая в том же 1971 году стала лидером советского кинопроката. «12 стульев» посмотрели 39,3 миллиона зрителей! Немного позже, не побоимся этого слова, шедевр вошел в золотой фонд советского кино. И это был лучший ответ злопыхателям и завистникам, причем очень высокого уровня, которые считали, что кинокартина будет несмешной. Вот что было написано в протоколе сценарной заявки:

«Сценарий оставляет ощущение монотонного чередования эпизодов, похожих один на другой. Необходимо сокращение эпизодов. В сценарии и фильме должны прозвучать злость и насмешка над представителями старого мира. Иной раз не хватает остроты социальной характеристики. Необходимо дать сценарию острый социальный посыл».

К счастью, все сложилось благополучно, и комедия увидела свет. В Минске кинокомедию стали показывать в конце сентября 1971 года в кинотеатрах «Победа», «Мир», «Комсомолец», «Маяк», «Современник».


***

К слову, «12 стульев» дали путевку на большой экран не только Арчилу Гомиашвили, но и Наталье Крачковской, которая получила свою роль абсолютно случайно. В образе мадам Грицацуевой Леонид Гайдай видел Нонну Мордюкову либо Галину Волчек. В итоге именно последняя после согласования «на самом высоком уровне» должна была сыграть эту роль. Роль уже была почти в кармане у Галины, но однажды волею судьбы на съемочной площадке появилась прелестная Наташа Крачковская. Гайдай, увидев диву, промолвил: «Так вот она, мечта поэта!»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter