Более 60 минчан уже пять лет ждут газификации

Зигзаги газовой трубы

Более 60 минчан уже пять лет ждут газификации

Наша страна, говорит генеральный директор ГПО «Белтопгаз» Леонид Рудинский, по уровню газификации находится в числе передовых. Природным газом сегодня обеспечиваются 99 процентов городов, 96 процентов городских поселков и 11 процентов сельских населенных пунктов, ежегодно строится около 1.100 километров газопровода. Жителям бывшей деревни Ржавец, что давно в черте Минска, для полного счастья не хватает каких–то километра полтора коммуникаций: вот уже пять лет они ждут, да все никак не дождутся, когда газ найдет дорогу в их дома.

Новый статус, старые проблемы


Еще в апреле 2004 года деревня Ржавец официально вошла в состав Центрального района и превратилась в несколько улиц и переулков, указанных в любом путеводителе по городу. Неофициально «столичной» ее считали давно, ведь дома и дворы располагались внутри кольцевой автодороги. И единственным, что мешало людям почувствовать себя по–настоящему горожанами — центральный водопровод в деревне проложен, к локальной канализации за годы привыкли, — стало отсутствие газопровода.


Сама история газификации бывшей деревни началась в 2009–м, превратилась в эпопею, так и не подойдя к логическому концу. «Бывает, друзья или родственники подтрунивают: зазнались, поди, вы же теперь столичные, в Центральном районе живете? А что толку, если до сих пор сидим без трубы? В поселки по всей стране проводят газ, а мы вот в столице не можем его дождаться», — сокрушается Людмила Ксенофонтова. Ее бурно поддерживают сидящие рядом местные жители. Поводом для импровизированного собрания стало письмо в «СБ» председателя потребительского кооператива «Ржавец» Регины Ярошевич — три страницы убористого текста с крупным заголовком «Жалоба». Собственно говоря, кооператив и появился как раз для того, чтобы проложить трубы и пустить по ним «голубое топливо». Люди понимали, что это будет стоить денег, но были готовы платить. Причем, в один голос утверждают бывшие сельчане, создать кооператив и заняться газификацией им активно предлагала администрация Центрального района, обещая, что уже к концу 2011 года жители получат не только центральную трубу газоснабжения, но и подводку к каждому дому. В кооператив вошло более 60 человек, избрали председателя, и Регина Антоновна с рвением взялась изучать все необходимые бумаги, собирать деньги и решать всевозможные организационные моменты. Только вот с другой стороны особого энтузиазма не наблюдалось. Рабочие попросту не появлялись. Казалось, об обещании проложить газ, о соблюдении указанных в договорах сроков попросту забыли.


А потом началась чехарда с датой завершения газификации: она плавно переносилась то на июнь 2012–го, то на декабрь того же года, то блуждала по 2013 году. Не удалось справиться с работами и в прошлом году — членам кооператива указали на новую финишную черту — третий квартал 2014–го. Вот только запас терпения уже исчерпался, как и вера обещаниям. Людям хочется одного — определенности. «Мы не ставим перед собой цель определить правых и виновных в сложившейся ситуации, — подчеркивает Регина Ярошевич. — Мы лишь хотим быть уверены, что в этом году получим газ».


Кочегары поневоле


Сейчас члены кооператива не скрывают: знали бы тогда, пять лет назад, во что выльется их понятное желание забыть на отопительный период о роли вечного кочегара, не стали бы ввязываться в эту историю. Жили же, в самом деле, раньше, пусть и перелопачивали за зиму тонны угля и кубометры дров. Тамара Максименко вспоминает, что за прошлую зиму пришлось сжечь 20 кубометров дров и 11 тонн брикета: «Особенно обидно понимать, что к этому времени у нас уже должен был быть газ, а мы, столичные жители, отапливаемся все так же по старинке». «Голубое топливо» так сильно ждут еще и потому, что газовые котлы куда безопаснее. Многим пришлось столкнуться с проблемой похлеще. Решив после очередного переноса сроков строительства трубопровода, что вот он, объявленный финиш, не за горами, люди начали избавляться от котлов на дровах и угле. Но газ в дома так и не пришел. Кому–то повезло — успел вернуть на место старое оборудование, но некоторые–то вывезли его на свалку!


Газовый котел, как ни удивительно, есть у большинства членов кооператива. На его покупку брали льготные кредиты — стоимость ведь немаленькая. Людмила Кондратьева, например, купила котел не за один десяток миллионов рублей — только такая дорогостоящая модель подходила для отопления ее дома. Ради строительства которого, признается, и она, и дочь продали квартиры, да и все заработанные деньги шли туда же. Не так давно банк потребовал справку о целевом использовании средств. «Но как, — разводит руками Людмила Францевна, — я ее представлю, если газа до сих пор нет? Кредит за котел я полностью выплачу в августе этого года, а так ни разу им и не воспользовалась. Абсурд». А еще Людмила Кондратьева почти со слезами на глазах вспоминает, как в сильные морозы температура внутри не поднималась выше 10 градусов, хотя подбрасывали уголь в котел всю ночь. А ведь в доме — двое пожилых родственников, которым за восемьдесят, да трое совсем маленьких внуков.


Сегодня газовая труба идет лишь по двум переулкам и улице Вилейской, на которой живет всего 15 членов кооператива. Там же, где стоит большинство домов, по улице Ржавецкой, работы по укладке не велись вовсе. За годы, говорит Регина Антоновна, поменялся и сам проект газификации. Первоначально он включал лишь имеющиеся и уже застроенные улицы, а позже разросся едва не вдвое — в него вошли и улицы проектируемые. Соответственно возросла и стоимость проекта, добавьте сюда рост цен на стройматериалы — и вот оно, удорожание в разы.


На особом контроле


Главная заминка сегодня в том, что укладка труб возможна лишь после того, как будут проложены сети глубокого заложения — водопровод, бытовая и дождевая канализации, сконструированы улицы и проезды. Но об этом на первых порах, утверждают члены кооператива, речь не шла...


О проблемах кооператива «Ржавец» заместитель главы администрации Центрального района Дмитрий Лещинский, курирующий в том числе отдел архитектуры и строительства, знает не понаслышке. Не один раз он встречался с жителями, они были у него на приеме. Дмитрий Валерьевич уверяет, что вопрос находится на особом контроле: «На различных совещаниях он поднимается едва ли не еженедельно. Сейчас делаем все возможное, чтобы в этом году, к началу отопительного сезона, жители бывшей деревни Ржавец получили газ». Оказывается, поначалу деревню хотели вовсе снести, а ее территорию застроить привычными для города многоэтажками. Позже от этой идеи отказались и принялись бывший Ржавец облагораживать — так появились проекты прокладки центральной канализации, обновления водопровода и другие. Короче говоря, включенные в городскую черту улицы должны были получить по–настоящему столичный вид. Так бывшие сельчане стали невольными заложниками своего нового статуса.


Там, где возможно, работы велись — та самая улица Вилейская была готова достаточно скоро. Дело в том, что строилась она по новым нормам, которые регулируют в том числе и расстояние от заборов до проезжей части. Ее ширины хватило, чтобы раскопать траншею нужной глубины и не отрезать при этом Вилейскую от внешнего мира. Да, сегодня здесь лежат все трубы, но даже жители этой улицы не имеют доступа к «голубому топливу». Сложности есть и технические, и психологические. Газопровод в таком виде эксплуатировать невозможно, это пока лишь часть большой системы, но трубу вполне можно довести до ума, если решиться на сдачу всего проекта по пусковым комплексам. Здесь уже упрямятся члены кооператива: мол, а что, если, получив газ, жители Вилейской просто откажутся платить деньги в дальнейшем, когда газификация дойдет до остальных? Страхи же, что придется спонсировать других, отдавая кровные на прокладку труб по проектируемым улицам, совершенно напрасны, уверяет Дмитрий Валерьевич. Если кто–нибудь захочет построиться в этом месте, то разрешение получит лишь после вступления в кооператив и оплаты своей доли. Деньги же поровну распределят между его членами.


Самым проблемным участком действительно остается улица Ржавецкая. Строители и техника, объясняет Дмитрий Лещинский, не пришли туда лишь по одной причине. Начнись сейчас масштабные работы — и все ее жители будут попросту отрезаны от окружающего мира: участки лежат впритык к дороге, а она превратится в огромную траншею. Сделали все возможное: первоначальную глубину котлована уменьшили с 5 до 3 метров, разработали специальный поэтапный проект прокладки коммуникаций, когда разрывают лишь участок в 20 — 30 метров. И все равно помехой стал неснесенный дом, ставший на пути временной дороги. Вот–вот и эта проблема разрешится — с его владельцем уже есть предварительная договоренность. Если все пойдет по плану, работы на самой улице начнутся уже весной. Хотелось бы верить, что спустя 5 лет члены «Ржавца» все же выйдут из «режима ожидания», а новый заявленный срок станет окончательным.


Советская Белоруссия №32 (24415). Среда, 19 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter