О генетических тестах

Желаю знать, что будет

Такая баталия могла разгореться только в медицине XXI века, которая возносится в заоблачные высоты и погружается в запредельные глубины, доступные не всякому уму. На кону вопрос: «домашние» генетические тесты, оценивающие риск того или иного недуга по капле слюны, — это веха в демократизации медицины или новый беззастенчивый бизнес?


До нас эта мода пока не докатилась, в России только–только набирает обороты, а в США счет идет на сотни тысяч потребителей и миллиардные прибыли. И вот казус — управление по контролю за качеством продовольствия и медикаментов FDA запрещает самой ретивой компании рассылать направо и налево «карманную» ДНК–диагностику по 99 долларов за набор. Тут же нашлись ученые, которые встали за них горой. Мол, страхи, что чья–то тонкая душевная организация прогноза не снесет, — смех, а вот то, что целому направлению, по сути, поднимающему профилактику на новую высоту, ставятся палки в колеса — грех. Нет уж, говорят, наш современник, втайне мечтающий о бессмертии, побежит, скорее, по врачам или на тропу здоровья, чем к нотариусу составлять завещание. Хотелось бы верить. Стараюсь. Но как–то не получается...


У этих ученых, конечно, факты на руках. В течение пяти лет они расспросили около 4 тысяч людей, которые так заинтересовались своей «геномной» подноготной, что купили тест и «узнали о себе все». Оказалось, что по психике двух третей респондентов известия не очень–то ударили, даже если им с большой вероятностью предрекали болезнь Альцгеймера. «И что здесь плохого? — изумляются производители. — Лучший антидот от страха — информация!» Так, к слову, и звучит их рекламный слоган. Предлагают–то не медицинский справочник, в котором герой Джером К.Джерома нашел симптомы решительно всех болезней, кроме родильной горячки, и не маниакально–депрессивную брошюру «Болен ли я?», а вроде бы официальные наработки медицины, которыми сами врачи широко пользуются. Но сами же, заметьте, потом и расшифровывают, объясняют, взвешивая информацию на весах. Тут же — ты, пробирка и через какое–то время конечное заключение типа «риск развития слабоумия — 75 процентов» или «мутация гена BRCA–1» (повышающая риск рака молочной железы)? И что, прямо сейчас начинать искать сиделку или осаждать онкодиспансер с требованием «режьте!»? Это генетик понимает, что информация, которую сообщил тест, — из разряда вероятностной. Склонность — еще не болезнь. Это только очень грамотный доктор растолкует, что, к чему и как, а мы–то с нашей вечной страстью к самонакручиванию и самопоеданию? Американцы медициной все же более закалены — им и про рак говорят сразу, в глаза. Но ведь и среди них уже есть пострадавшие от «домашних» тестов. Почти каждый десятый опрошенный потребитель понимал результат с точностью до наоборот. Либо отмахиваясь от вполне реальной беды, либо распаляя себя на ровном месте. Первый коллективный судебный иск к производителю, кстати, уже тоже имеется.


Между тем в саму мечту компаний, толкающих идею «генетику — в массы!», верю безусловно. Когда–нибудь подобные тесты наверняка войдут в обиход, как тесты на беременность. На священное право человека знать о себе все, в том числе свой геном, FDA и не думает покушаться. Его просто больше волнует другое право — знать, как с этим дальше жить. Ключик, увы, производители по почте не высылают, торгуют–то не рецептами — пищей для размышлений в узком домашнем кругу. Получается, поманили, встревожили, вложили в голову хронический негатив (а без этого никак, они ведь сами заявляют: «У каждого из нас есть бракованный ген!»), сняли сливки — и сам утешайся. Хочешь — верь, хочешь — проверь. Бизнес, конечно, ничего личного. Только, судя по всему, несколько опередивший время, где, сказав «а», пока не могут вымолвить «б». Генетика все–таки — слишком сложная вещь, чтобы торговать ее революционными возможностями вот так, огулом и дистанционно.


Здесь еще что любопытно? Собственно результат. Только примерно четверть потребителей генетических наборов поспешили потом к врачу. И наверняка услышали старые добрые истины: соблюдайте, следите, держите под контролем... Исследователи Квинслендского центра клинических исследований вообще уверены: куда более значимые предсказатели, чем «домашние» тесты, — всем известные факторы риска типа курения, малой физической активности, возраста, гипертонии и семейной истории болезни. О них трубят на каждом шагу. Доходит? Недавно Минздрав официально заявил: у нас 91 процент мужчин и 85,7 процента женщин трудоспособного возраста имеют от одной до пяти таких жизненных установок, не согласующихся с понятием «здоровье». Скажем, лишь в 21 проценте семей приветствуется физкультура... Тоже своего рода и прогноз на будущее, и прямое руководство к действию. Причем совершенно бесплатное.


Советская Белоруссия №38 (24421). Четверг, 27 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter