Транзитное сотрудничество Беларуси с Россией становится одним из главных приоритетов взаимодействия

Землей, водой и воздухом

Назначая недавно на должность министра транспорта и коммуникаций Беларуси Алексея Ляхновича, ­Президент недвусмысленно высказался о важности отрасли в контексте развития коридоров поставок белорусских товаров в направлении запад — восток. Транзитное сотрудничество с Российской Федерацией становится одним из главных приоритетов взаимодействия двух стран. «Что касается Министерства транспорта и коммуникаций, вы знаете, что у нас и внутри страны хватает вопросов. И во взаимоотношениях с нашими главными партнерами. И Россия, и Китай. Особенно Россия — транзит и так далее… Надо договариваться. Потому что логистика усложнилась и тарифы, допустим, на наши товары — это вопрос серьезный. Нам желательно, чтобы эти тарифы (на транспортировку и перевалку грузов. — Прим. ред.) были поменьше. Очень много вопросов с перевозками людей. Всем этим надо будет заниматься», — напутствовал Александр ­Лукашенко нового министра.

Фото БЕЛТА

Везет тому, кто везет

Здесь нужно понимать главное: транспортная отрасль в Союзном государстве сегодня на коне. Из 3,6 млрд долларов белорусского экспорта услуг в Россию за прошлый год 60 процентов — это транспорт. Сегодня, в эпоху «перенастройки» логистики, переориентации грузовых потоков, эта сфера приобретает колоссальное значение. Именно здесь нужно искать причины того, что ­Президент, ставя задачи новому министру транспорта, обратил внимание на все виды перевозок.

Доминирующим транспортом для отправки белорусских товаров в Россию является автомобильный. Это самый массовый, выгодный с точки зрения стоимости перевозки и быстрый способ перемещения товаров, особенно если плечо перегона не превышает тысячи километров. Впрочем, белорусские товары едут автомобилями вплоть до Сибири. В связи с чем у грузоотправителей и перевозчиков возникает одна глобальная проблема: отправка загруженных машин только в один конец сильно бьет по себестоимости. А загрузиться в России до недавнего времени не позволяло российское законодательство.  
По итогам прошедшего в марте Совета министров Союзного государства развязку этой проблемы найти удалось. Белорусы смогут для оптимизации затрат получать груз в условной Сибири и везти его в условный Смоленск по дороге домой. Сейчас в Правительстве обсуждаются методы решения связанного с этой проблемой вопроса.
Вероятно, необходима некая структура под условным названием «Беллогист» для того, чтобы могла сводить для наших перевозчиков товарные потоки на маршруте восток — запад. Это одна из наиболее злободневных тем, в которую, естественно, включено и Министерство транспорта как регулятор деятельности по перевозкам.


В сфере железнодорожного транспорта вопрос встречной загрузки выглядит аналогично, разве что взаимодействие железнодорожников двух стран, вероятно, несколько более упорядочено благодаря более давним переговорам. Как, например, взаимодействие в области перевозки ряда чувствительных товаров в порты северо‑запада России по льготным тарифам. Эти соглашения сейчас также потребуют детализации и уточнения с учетом изменений ситуации в логистической сфере.

Порт морской, порт речной, порт сухой

Отдельная тематика для сотрудничества — использование российских портов для перевалки белорусских грузов в направлении как Китая, так и Юго‑Восточной Азии в целом, Ближнего Востока и Африки. Здесь речь идет о встроенности белорусских транспортников в транснациональные коридоры «Север — Юг» и «Запад — Восток». Вопрос заключается в том, что многие российские порты в целях заполнения и развития мощностей сейчас заинтересованы не просто в белорусских товарах.  
В Астрахани, к примеру, Беларуси совершенно предметно предлагают построить свой логистический центр для складирования, хранения и подготовки товаров к транспортировке по коридору «Север — Юг» в астраханской портовой особой экономической зоне. Астрахань — один из ключевых узлов на этом маршруте, и взаимная выгода от проекта для обеих сторон очевидна.
Впрочем, современные возможности не ограничивают сотрудничество морскими или речными портами. Сейчас в сфере логистики все чаще оперируют понятием «сухой порт». Обычно это терминал, непосредственно связанный автомобильным или железнодорожным сообщением с морским либо речным портом. Кажется удивительным на первый взгляд, но в этой сфере видится хороший потенциал сотрудничества с совершенно не морской Калужской областью. Дело в том, что на границе региона с Новой Москвой расположен транспортно‑логистический центр Фрейт Вилладж Ворсино — грузовая деревня федерального формата. Это фактически и есть сухой порт, который вполне доступен для перевалки белорусских продуктов по новому Шелковому пути.

Фото БЕЛТА


Говоря о развитии портовой тематики, нельзя не отметить еще один важный проект, реализация которого сейчас обсуждается в Правительстве. Речь о создании ни больше ни меньше белорусского торгового флота, который мог бы перемещать грузы на судах, например, формата «река — море». В последнее время появились просто десятки новых путей перемещения грузов по воде через территорию России. Одним из наиболее интересных считают маршрут Волга — Каспий, соединяющий европейскую часть континента со Средней Азией и Ближним Востоком.  
Говоря о задачах «сшивания» белорусских товаропотоков с российской логистической инфраструктурой, стоит держать в уме и идею «бесшовного» транспортно‑логистического каркаса всего Евразийского региона. Это проект, который уже достаточно давно выстраивается на территории стран Евразийского союза.

Скорость имеет значение

И, конечно, нельзя оставить в стороне вопрос развития авиационного сообщения между Минском и регионами России. Сейчас эта тема активно дискутируется в обоих правительствах и региональных администрациях. Дело в том, что интерес к открытию прямого авиасообщения с Беларусью чрезвычайно высок у  российских губернаторов. К примеру, глава Калужской области Владислав Шапша прилетал недавно в Минск именно возобновленным прямым рейсом. Проблема здесь, как правило, в экономике перелетов.  
Однако ряд регионов России готов субсидировать издержки для того, чтобы дать старт прямому авиасообщению с белорусской столицей. Поэтому сфера обещает быть также перспективной для будущего обсуждения проектов в области как пассажирского, так и, не исключено, грузового сообщения.

Таким образом, ставя задачу новому министру транспорта, Александр ­Лукашенко совершенно очевидно имел в виду фактически завершение переформатирования всей логистики работы на восточном направлении. При этом перед Министерством транспорта и коммуникаций в частности и Правительством в целом возникает необходимость отстройки транспортных маршрутов как с точки зрения скорости и объемов перевалки, так и с точки зрения рентабельности перевозок. И это тот разговор с российскими коллегами, к которому транспортная сфера Беларуси должна быть постоянно готова.

korotkin@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter