Везет тому, кто везет
Здесь нужно понимать главное: транспортная отрасль в Союзном государстве сегодня на коне. Из 3,6 млрд долларов белорусского экспорта услуг в Россию за прошлый год 60 процентов — это транспорт. Сегодня, в эпоху «перенастройки» логистики, переориентации грузовых потоков, эта сфера приобретает колоссальное значение. Именно здесь нужно искать причины того, что Президент, ставя задачи новому министру транспорта, обратил внимание на все виды перевозок.Доминирующим транспортом для отправки белорусских товаров в Россию является автомобильный. Это самый массовый, выгодный с точки зрения стоимости перевозки и быстрый способ перемещения товаров, особенно если плечо перегона не превышает тысячи километров. Впрочем, белорусские товары едут автомобилями вплоть до Сибири. В связи с чем у грузоотправителей и перевозчиков возникает одна глобальная проблема: отправка загруженных машин только в один конец сильно бьет по себестоимости. А загрузиться в России до недавнего времени не позволяло российское законодательство.
По итогам прошедшего в марте Совета министров Союзного государства развязку этой проблемы найти удалось. Белорусы смогут для оптимизации затрат получать груз в условной Сибири и везти его в условный Смоленск по дороге домой. Сейчас в Правительстве обсуждаются методы решения связанного с этой проблемой вопроса.Вероятно, необходима некая структура под условным названием «Беллогист» для того, чтобы могла сводить для наших перевозчиков товарные потоки на маршруте восток — запад. Это одна из наиболее злободневных тем, в которую, естественно, включено и Министерство транспорта как регулятор деятельности по перевозкам.
В сфере железнодорожного транспорта вопрос встречной загрузки выглядит аналогично, разве что взаимодействие железнодорожников двух стран, вероятно, несколько более упорядочено благодаря более давним переговорам. Как, например, взаимодействие в области перевозки ряда чувствительных товаров в порты северо‑запада России по льготным тарифам. Эти соглашения сейчас также потребуют детализации и уточнения с учетом изменений ситуации в логистической сфере.
Порт морской, порт речной, порт сухой
Отдельная тематика для сотрудничества — использование российских портов для перевалки белорусских грузов в направлении как Китая, так и Юго‑Восточной Азии в целом, Ближнего Востока и Африки. Здесь речь идет о встроенности белорусских транспортников в транснациональные коридоры «Север — Юг» и «Запад — Восток». Вопрос заключается в том, что многие российские порты в целях заполнения и развития мощностей сейчас заинтересованы не просто в белорусских товарах.В Астрахани, к примеру, Беларуси совершенно предметно предлагают построить свой логистический центр для складирования, хранения и подготовки товаров к транспортировке по коридору «Север — Юг» в астраханской портовой особой экономической зоне. Астрахань — один из ключевых узлов на этом маршруте, и взаимная выгода от проекта для обеих сторон очевидна.Впрочем, современные возможности не ограничивают сотрудничество морскими или речными портами. Сейчас в сфере логистики все чаще оперируют понятием «сухой порт». Обычно это терминал, непосредственно связанный автомобильным или железнодорожным сообщением с морским либо речным портом. Кажется удивительным на первый взгляд, но в этой сфере видится хороший потенциал сотрудничества с совершенно не морской Калужской областью. Дело в том, что на границе региона с Новой Москвой расположен транспортно‑логистический центр Фрейт Вилладж Ворсино — грузовая деревня федерального формата. Это фактически и есть сухой порт, который вполне доступен для перевалки белорусских продуктов по новому Шелковому пути.
Говоря о развитии портовой тематики, нельзя не отметить еще один важный проект, реализация которого сейчас обсуждается в Правительстве. Речь о создании ни больше ни меньше белорусского торгового флота, который мог бы перемещать грузы на судах, например, формата «река — море». В последнее время появились просто десятки новых путей перемещения грузов по воде через территорию России. Одним из наиболее интересных считают маршрут Волга — Каспий, соединяющий европейскую часть континента со Средней Азией и Ближним Востоком.
Говоря о задачах «сшивания» белорусских товаропотоков с российской логистической инфраструктурой, стоит держать в уме и идею «бесшовного» транспортно‑логистического каркаса всего Евразийского региона. Это проект, который уже достаточно давно выстраивается на территории стран Евразийского союза.
Скорость имеет значение
И, конечно, нельзя оставить в стороне вопрос развития авиационного сообщения между Минском и регионами России. Сейчас эта тема активно дискутируется в обоих правительствах и региональных администрациях. Дело в том, что интерес к открытию прямого авиасообщения с Беларусью чрезвычайно высок у российских губернаторов. К примеру, глава Калужской области Владислав Шапша прилетал недавно в Минск именно возобновленным прямым рейсом. Проблема здесь, как правило, в экономике перелетов.Однако ряд регионов России готов субсидировать издержки для того, чтобы дать старт прямому авиасообщению с белорусской столицей. Поэтому сфера обещает быть также перспективной для будущего обсуждения проектов в области как пассажирского, так и, не исключено, грузового сообщения.
Таким образом, ставя задачу новому министру транспорта, Александр Лукашенко совершенно очевидно имел в виду фактически завершение переформатирования всей логистики работы на восточном направлении. При этом перед Министерством транспорта и коммуникаций в частности и Правительством в целом возникает необходимость отстройки транспортных маршрутов как с точки зрения скорости и объемов перевалки, так и с точки зрения рентабельности перевозок. И это тот разговор с российскими коллегами, к которому транспортная сфера Беларуси должна быть постоянно готова.
korotkin@sb.by