Земельный вопрос

Упрощается порядок предоставления участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
Упрощается порядок предоставления участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям

Бывая в новых микрорайонах и любуясь разноцветными новостройками, стремительно вырастающими на месте недавних пустырей, все больше удивляюсь не совсем презентабельному виду отдельных улиц, расположенных в центральной части городов, с сохранившимся частным сектором. Покосившиеся избы, похожие на бараки, старые заборы, хозяйственные постройки не только занимают тысячи квадратных метров недешевой земли, но и откровенно портят внешний вид крупных городов страны. Уверена, появись на этом месте благоустроенные жилые кварталы, торговые и офисные центры, от этого выиграли бы не только горожане, но и сами населенные пункты. Но пока, хотя и вырастают в последние годы, например, в старых минских кварталах современные красивые здания, процесс этот идет крайне медленно.

У города средства ограниченны, а любой инвестор–застройщик может часами рассказывать о том, как непросто получить в Минске участок для строительства какого–либо капитального строения. В основном это касается районов, где отсутствуют проекты их детальной планировки, либо архитектурные проекты застройки территорий. А это как раз таки печальная особенность старых кварталов Минска и областных городов. Период от написания заявления претендентом на участок до получения разрешения на проектно–изыскательские работы, бывало, растягивался на годы. Множество инстанций, бумаг, нервов, согласований... В итоге банальную жилую многоэтажку строительная фирма возводит 4 — 5 лет.

«Новый Указ Президента N 671 значительно упростит процедуру изъятия и предоставления земельных участков в Минске и областных центрах, — уверен заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Андрей Гаев. — Он касается только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся строительством зданий и сооружений, и распространяется на те случаи, когда отсутствуют проекты детальной планировки районов застройки. Практика показала, что именно это обстоятельство не позволяет в короткие сроки приступать к освоению земельных участков. Что касается предоставления участков гражданам, то все вопросы этой процедуры полностью прописаны в Указе Президента N 58, увидевшем свет в январе этого года».

Какие же конкретно новшества ожидают застройщиков? К примеру, теперь основанием для проведения проектно–изыскательских работ будет являться акт выбора земельного участка, утвержденный председателем горисполкома. Решения местной власти об утверждении этого акта уже не требуется. Итог — сокращение сроков минимум на 4 — 5 месяцев и возможность вместе с оформлением отвода участка параллельно вести разработку строительного проекта.

Это позволит претенденту на земельный участок значительно снизить свои инвестиционные риски. Ведь до последнего времени он мог подготовить дорогостоящую строительную документацию, но получить отказ в предоставлении земли.

Установлены предельные сроки проектирования объекта — не более одного года. За их нарушение — причем касается это не только рассмотрения заявлений, но и процедуры согласования — предусмотрена административная ответственность должностных лиц.

По словам Андрея Гаева, указом закреплены случаи, при которых не будут проводиться аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков. Это касается застройки территорий, на которых находятся объекты недвижимости, подлежащие сносу. В этих случаях исполкомы могут принять решение о проведении аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных сооружений. Образно говоря, если для продолжения, скажем, линии метро понадобится снести квартал частного сектора с выплатой компенсаций гражданам и предоставлением им равноценного жилья, то высвободившийся земельный участок для застройки получит организация, предложившая самые выгодные условия для города и жильцов сносимых домов.

Документ, кроме того, регулирует случаи, когда земельные участки могут быть предоставлены без проведения аукционов. На это, например, имеют право резиденты свободных экономических зон (если участки предоставляются для строительства объектов недвижимости в них), инвесторы, которым требуется дополнительная земля для реконструкции уже имеющегося здания, при условии, что его функциональное назначение не изменится.

«С выходом нового указа можно говорить о том, что в Беларуси полностью сформирована нормативная правовая база по оформлению прав на земельные участки, — резюмировал Андрей Гаев. — Этот документ снял все вопросы, возникавшие в ходе реализации январского указа в Минске и областных городах, где высокая плотность населения, ограниченное количество земельных участков и большой спрос на них. Теперь не только упростится процесс предоставления земли, но и в целом ускорится весь процесс строительства».

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter