Условия задачки
На часах 17:00, будний день. Тучи над водителями постепенно сгущаются — пробки в городе 6 баллов, на отдельных участках есть и 7. В эксперименте участвуют два автомобиля. За рулем Hyundai с двигателем внутреннего сгорания водитель с почти 40‑летним стажем Геннадий Шельвах. Электромобилем BYD управляет опытный инструктор по вождению Олег Шваронок. Как оказалось, никто не сомневается, что электромобиль приедет быстрее. Вопрос лишь — насколько?Одновременно стартуем с развязки на пересечении МКАД и проспекта Дзержинского. Маршрут следующий: по проспекту доедем до станции метро «Площадь Франтишка Богушевича», затем уходим направо к ТЦ «Столица» и далее по проспекту Независимости до площади Победы.
На старте оговариваем важные условия: оба водителя обязаны соблюдать разрешенную скорость — 60 км/ч, на отдельных участках маршрута — 70 км/ч. Hyundai должен двигаться в общем потоке, не выезжая на полосу для общественного транспорта. Ехать по ней — это право BYD, но не его обязанность. То есть электрокар может перестраиваться с крайней правой на другие полосы, выбирая оптимальное положение на проезжей части. Погнали.
Первый заезд: с окраины в центр
Развязка с МКАД — место напряженное, полосы для общественного транспорта здесь нет. Она появится около метро «Малиновка». Электромобиль занимает крайнюю правую. Тем временем автомобиль с ДВС предсказуемо перестраивается на левую — она самая скоростная. Из возможных препятствий только автомобили, поворачивающие на перекрестках налево. Пошла жара!Трафик на проспекте Дзержинского по направлению в город небольшой. Однако на первом же светофоре электромобиль на автобусной полосе натыкается на препятствие. Дело в том, что на нее разрешено сворачивать направо всем. Перед нами в ряд выстроились три легковушки. Пока ждем, соперник с улыбкой проносится мимо. Но не пройдет и минуты, как эта улыбка исчезнет с его лица: электромобиль оторвется на несколько светофоров.
В пути Олег рассказывает, что пользуется преимуществом электрокара на дороге нечасто, в основном чтобы объехать пробку:
— Больше всего ощущаешь преимущество в часы пик. Утром свернул на полосу для транспорта и едешь спокойно. Хотя есть нюансы. Например, можно стать за автобусом, который высаживает пассажиров на остановке, и быть там, пока на соседних полосах другие едут в потоке. Но в итоге все равно приезжаешь быстрее.
Впереди маячит остановка, к которой причаливает троллейбус. Кармана нет, поэтому Олег заранее просится на соседнюю полосу и сталкивается с камнем преткновения: водители не хотят нас пускать. «Как это так, пока мы стоим, они едут. Пусть тоже постоят», — читаем нотки ревности в их глазах. Одна, другая, третья машины с невозмутимым видом проносятся мимо. Лишь пятый водитель снисходительно притормозил…
Наша заминка с перестроением позволила сопернику немного сократить разрыв. При первой возможности возвращаемся на автобусную полосу и опять незадача: впереди ползет снегоуборочный трактор. Снова устраиваем небольшой стресс-тест для водителей в соседнем ряду. Объезжаем препятствие и около медуниверситета наращиваем скорость — на этом участке разрешено 70 км/ч.
Однако Геннадий не позволяет нам сильно оторваться — левая полоса движется заметно быстрее других. На светофоре у станции метро «Площадь Франтишка Богушевича» электромобиль успевает проскочить на мигающий зеленый, тем самым выигрывает минуту форы. На проспекте Независимости пробки увеличились до 7 баллов, водителям вдруг взгрустнулось — классический вечерний настрой. Электромобилю такая ситуация только на руку, ведь автобусная полоса свободна. Не сомневаясь в своей победе, Олег давит педаль в пол — топим за экологию!
…Электромобиль приходит на финиш через 15 минут 7 секунд после старта. Две с половиной минуты спустя подъезжает машина с ДВС. Большое значение в скорости имеет опыт водителя: грамотно играя «в шашки» и читая дорожную обстановку, Геннадий интуитивно выбирал полосы с более быстрым движением. В итоге отрыв электромобиля оказался не таким внушительным, как мы ожидали.
Второй заезд: из центра в спальный район
Время близится к 18:00. Пробки выросли до 7 баллов на всем маршруте. Стартуем с площади Победы. Геннадий застревает в пробке, но и Олегу несладко: от Белгосцирка до ТЦ «Столица» пришлось плестись по автобусной полосе за SKODA, причем не электрической, но водителя это ничуть не смущало…Около Дворца Республики электрокар нарывается на очередное препятствие в виде автобуса. Решаем ехать за «соткой», никуда не перестраиваясь, потому что соседние полосы движутся вяло. Часто автобусный ряд отделен сплошной линией. То есть ни въехать, ни выехать нельзя. Вот и приходится ехать за автобусом до заветного разрыва. У ГУМа замечаем Tesla. И это первый собрат, которого мы встретили в нашем ряду за время эксперимента.
Около метро «Михалово» автобусная полоса начинает прерываться. Чтобы не скакать из одного ряда в другой, электрокар перестраивается на крайнюю левую. Стратегия верная, потому что чуть впереди произошло небольшое ДТП.
…Путь к победе оказался тернистым. Тем не менее электрокар финиширует около метро «Малиновка». Решаем узнать, где автомобиль с ДВС?
— Ползу, — вздыхает в трубку Геннадий. — Сейчас проехал «Грушевку». Сложно дался участок около Белгосцирка, с трудом повернул на проспект Дзержинского.
Во втором заезде электрокар показал результат 18 минут 24 секунды. Почти четыре минуты спустя финишировал автомобиль с ДВС. Разрыв во времени был бы еще больше, если бы все по автобусной полосе ехали по правилам.— Много машин с ДВС, которые на свой страх и риск сворачивают на полосу для общественного транспорта, — замечает Олег. — Хватает таксистов, которые высаживают или забирают пассажиров с этой полосы. Но в целом, если у вас есть электромобиль, можете забыть о пробках в час пик. Зная маршрут, можете заранее выезжать с автобусной полосы на соседнюю в местах разрыва, чтобы потом не стоять за транспортом или не пересекать сплошную.