Само название дня подсказывало позаботиться и о голове собственной. Пили настои из различных трав и кореньев. Во всех песнях у нас вспоминается калина, ее сравнивают с девушкой‑красавицей, ведь она хороша и по весне, и осенью. Радует своими резными листьями, украшает белым цветом и спелыми целебными ягодами потом. В этот день принято было ломать и заготавливать калину. Ее гроздья подвешивали на вольном духу под стрехой. Народ заметил, что она снимает головную боль, понижает давление. Из этой ягоды потом варили кисели, размятую добавляли в каши для «аздобы» и здоровья. В народе у этого дня есть и другое название — «Иван‑калинник».
«Семен» (14 сентября) был связан с окончанием сева озимых, у нас говорили так: «Святы Сымон — сявец дамоў». По поверьям, «жыту», посеянному в этот день, не страшны бури, ветра, оно вырастет сильным и будет стоять столбом.
У Семена есть еще говорящее прозвище «летопроводец», он «молодое бабье лето провожает, а старое — наводит».ПРИМЕТА
Если в Семенов день ясно, то и все бабье лето будет сухим и погожим. В народном календаре замечено, что в это время идет потепление. Сама погода «спрыяла» тому, чтобы спокойно убрать всю «гароднiну» и выкопать наш второй хлеб — «бульбу».
Название этого позднего тепла, летнего возврата связывают с трактовкой понятия «баба». Это никак не «бабушка», не мать кого‑то из родителей, а собирательный образ, общий для всех. Обязательно пожилая, «спрактыкаваная кабета», которая владеет определенной сакральной информацией, что передается из поколения в поколение по женской линии. Возможно, лето «сентябрьское» и «октябрьское» — натруженное, уставшее, богатое и мудрое, знающее цену всему, украшенное только любимым всеми нами неярким вереском, — противопоставляется лету календарному: веселому, разгульному и молодому, оттого и получило название бабье.